Сегодня 14 ноября 2018 года
Для слабовидящих

О преимуществах досудебного урегулирования споров

PDFПечатьE-mail

О преимуществах досудебного урегулирования споров

В процессе совершения таможенного оформления и таможенного контроля, а также при использовании таможенными органами различных механизмов работы между двумя сторонами одного процесса, порой возникают разногласия по вопросам применения таможенного законодательства.

Между тем, любое решение, действие либо бездействие таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано как в судебном порядке, так и в порядке ведомственного обжалования.

Судебное разбирательство рассматривается многими, как наиболее действенный способ отстоять свои интересы. Данное мнение весьма спорно и имеет альтернативу.

Минераловодская таможня рекомендует не доводить дело до судебных разбирательств, а использовать досудебный порядок урегулирования спора.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза предусмотрено, что любое лицо имеет право обжаловать решения таможенных органов (статья 358 ТК ЕАЭС). В целях реализации этого права главой 3 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрен порядок обжалования неправомерных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. Данный порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также решений, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения. Она подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.

Необходимо обратить внимание, что при подаче жалобы в таможенные органы доверенность представителя должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Как бы подробно не был составлен документ, при отсутствии таких полномочий таможенные органы отказывают представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.

Срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц. При необходимости он может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется обратившемуся лицу.

В случае несогласия с вынесенным решением, заявитель может его обжаловать в вышестоящем таможенном органе либо в арбитражном суде, суде общей юрисдикции.

Кроме того, законом предусмотрен упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста, который заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

В целом хотелось бы отметить, что федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит достаточно детальный порядок подачи и рассмотрения жалоб. Кроме того, на официальных сайтах ФТС России и подчиненных таможенных органов, и в том числе Минераловодской таможни, размещены памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, а также обзоры практики рассмотрения жалоб за предшествующие годы. Указанные материалы действительно могут быть полезны при составлении и направлении жалоб.

Самый главный вопрос: в чем плюсы такого разрешения споров, почему участникам таможенных правоотношений целесообразнее выбирать досудебный порядок обжалования?

Преимуществ внесудебного урегулирования споров между таможенными органами Российской Федерации и участниками внешнеэкономической деятельности и гражданами несколько.

Во-первых, лицо, обратившееся с жалобой, может отозвать ее в любой момент до принятия решения. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах установленных сроков. При отказе от иска в суде (отзыв заявления) и прекращении производства по делу, повторное обращение в суд по тем же основаниям, предмету и между теми же лицами не допускается.

Во-вторых, сроки досудебного разбирательства значительно короче судебного рассмотрения. Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления. Возможно продление срока рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Судебное разбирательство осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления в арбитражный суд соответствующего заявления. Срок рассмотрения заявления в суде может быть продлен по мотивированному заключению судьи. Также следует учитывать сроки рассмотрения судебных дел в апелляционной и кассационной инстанциях.

При этом практика свидетельствует о загруженности судов РФ большим количеством жалоб. В связи с этим, судебное разбирательство, как правило, не бывает быстрым.

При обращении в суд неизбежны судебные расходы – оплата государственной пошлины и судебных издержек. А еще разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела. Это также приводит к дополнительным временным и трудовым затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа.

Обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по поводу обжалования решений не требует дополнительных затрат и может быть достаточно эффективным и быстрым.

Также в определенных случаях есть возможность обращения с устной жалобой, которая рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

Преимуществами досудебного порядка обжалования являются и его простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа.

Пресс-служба Минераловодской таможни