Сегодня 27 мая 2018 года
Для слабовидящих

Применение технологии администрирования таможенных и иных платежей, взимание таможенными органами при декларировании товаров через центр электронного декларирования

PDFПечатьE-mail

Применение технологии администрирования таможенных и иных платежей, взимание таможенными органами при декларировании товаров через центр электронного декларирования

В целях реализации решений коллегии ФТС России от 22.09.2017 г. «О развитии системы уплаты и учета таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами» руководителем ФТС России В.И. Булавиным 21.03.2018 утвержден План мероприятий, направленных на применение Комплексной технологии централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета плательщика (далее – План).

Реформирование системы таможенных органов будет проходить в период с 2018 г. по 2020 г.

Согласно Плана, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на обеспечение и оснащение создаваемых рабочих мест.

С 2016 года ФТС России внедрило систему централизованного учета денежных средств на едином лицевом счете (далее - ЕЛС) только юридических лиц - плательщиков таможенных платежей, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – Т».

Основной целью перехода на централизацию учета таможенных и иных платежей и ведение единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности (далее – участника ВЭД) является упрощение системы учета движения денежных средств по лицевому счету участника ВЭД.

Ее применение регламентировано приказом ФТС от 22 августа 2016 года № 1617 «Об утверждении Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России», которым утвержден Временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС, Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России.

Основными преимуществами работы с ресурсом ЕЛС является сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств, списание таможенных платежей при совершении таможенных операций с единого лицевого счета участника ВЭД во всех таможенных органах по принципу доступного остатка денежных средств по коду бюджетной классификации, возврат авансовых платежей осуществляется любой таможней по выбору плательщика, информация о движении денежных средств, уплаченных плательщиком после начала администрирования его лицевых счетов в ресурсе ЕЛС в соответствии с графиком, может предоставляться плательщику любой таможней по выбору плательщика (отчеты о расходовании денежных средств, подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов).

Подобная оптимизация системы таможенных платежей, по сути, стирает границы между региональными таможнями и дает возможность более оперативно и эффективно управлять денежными средствами участника ВЭД.

В результате реализации централизации учета таможенных и иных платежей и перехода на ведение единых лицевых счетов участников ВЭД представится возможность полномасштабного применения современных информационных технологий уплаты таможенных и иных платежей, использования электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, в том числе при их удаленной уплате.

В целях повышения качества предоставления услуг таможенными органами, сокращения издержек участников ВЭД и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, таможенными органами на постоянной основе осуществляются мероприятия по внедрению информационных технологий уплаты таможенных платежей в регионе деятельности Управления.

Применение информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товара.

Как известно, традиционная практика уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, а именно одни из них, это отсутствие возможности оплаты таможенных платежей в выходные дни, поступление денежных средств за 1-2 дня, отсутствие доступа к информации об остатках денежных средств на лицевых счетах таможенных органов и т.д.

Удаленная уплата таможенных платежей является составной частью современных технологий в таможенном оформлении товаров наряду с электронным декларированием и удаленным выпуском товаров, позволяющих осуществлять таможенное оформление без присутствия представителя участника ВЭД в таможенных органах Российской Федерации. В настоящее время с учетом перехода на стопроцентное электронное декларирование товаров, перехода на централизацию учета таможенных платежей все большую актуальность приобретает удаленная оплата таможенных платежей с использованием электронных терминалов и микропроцессорных пластиковых карт. Указанная технология позволяет участникам ВЭД удаленно, со своего рабочего места, производить уплату таможенных платежей по декларациям на товары, представляемые в таможенные органы в электронном виде.

В соответствии с пунктом 14 статьи 116 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уплата таможенных платежей юридическими лицами производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства, также возможно осуществление оплаты платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, может осуществляться централизованно в соответствии с заключенным с таможенным органом специальным соглашением, независимо от места нахождения таможенного органа, где будет подана декларация.

В настоящее время созданы условия уплаты таможенных платежей электронными способами платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации и организовано подключение к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных платежей, что позволяет в значительной мере сократить сроки декларирования товаров.

Технология удаленной оплаты таможенных платежей связана с выпуском таможенных карт, с осуществлением авторизации операций и с обеспечением своевременности перечисления таможенных платежей на счета Федерального Казначейства.

Под удаленной уплатой понимается уплата таможенных пошлин, налогов с использованием электронного терминала, координатора эмиссии микропроцессорной пластиковой карты, устанавливаемого вне мест расположения таможенного органа. Электронный терминал – специализированное устройство, предназначенное для совершения операций уплаты таможенных пошлин, налогов с применением таможенных платежных карт и формирования чеков подтверждения оплаты. Таможенная платежная карта - банковская карта, эмитированная кредитными организациями, заключившими соответствующий договор с координатором эмиссии, и предназначенная исключительно для уплаты платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Распоряжением от 19.12.2013 г. № 407-р «О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 378-р» Федеральной таможенной службой, в качестве организаций, ответственных за обеспечение удаленной уплаты таможенных платежей, утверждены координаторы эмиссии ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система».

Для того чтобы использовать удаленную уплату таможенных платежей, через платежную систему, необходимо выбрать один из банков-партнеров мультисервисной платежной системы или таможенной карты.

Согласно распоряжению ФТС России от 19.12.2013 № 406-р «Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при удаленной уплате таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме, с использованием электронного терминала» (с изменениями, внесенными распоряжениями ФТС России от 22.11.2017 № 248-р, 05.06.2014 № 163-р, 09.10.2014 № 283-р, 29.12.2014 № 364-р, 31.12.2015 № 407-р, 30.12.2016 № 356-р), а также согласно распоряжению от 03.10.2014 г. № 280-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 378-р» в период 19.12.2013 по 31.12.2017 в Дагестанской, Минераловодской и Северо-Осетинской таможнях осуществляется проведение эксперимента по удаленной уплате таможенных и иных платежей юридическими лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме.

В рамках применения современных информационных технологий уплаты таможенных и иных платежей, использования электронных терминалов, в том числе при их удаленной уплате, в таможенных органах региона размещено технологическое оборудование для уплаты таможенных и иных платежей с использованием микропроцессорных пластиковых карт ООО «Мультисервисная платежная система» (технологическое оборудование установлено в Дагестанской, Минераловодской и Северо-Осетинской таможнях) и ООО «Таможенная карта» (технологическое оборудование – в Дагестанской и Минераловодской таможнях) в целях оплаты таможенных платежей в режиме «on-line».

Платежи, совершенные удаленно, отражаются в системе лицевых счетов таможенного инспектора через несколько минут после их совершения.

Таможенная карта является инструментом доступа к специальному карточному счету в банке-эмитенте. Карта выпускается на компанию, в чип карты вшиты реквизиты компании, на карте указано название компании и имя держателя карты, сотрудника компании или таможенного представителя. Специальный карточный счет для уплаты таможенных платежей является строго целевым, денежные средства с этого счета могут быть перечислены только на счета Федерального Казначейства и только от Компании – держателя карты.

Использование микропроцессорных (таможенных) карт предоставляет возможность осуществления оплаты таможенных платежей в любом таможенном органе и в любое время суток, таможенного оформления в нескольких таможенных органах одновременно, без предварительного планирования, реализации мгновенной оплаты таможенных платежей при подаче декларации на товары, а в случае необходимости быстро осуществлять доплату недостающей суммы

Основные преимущества использования удаленной уплаты при уплате таможенных платежей заключаются, прежде всего, в работе без авансирования, в возможности уплаты таможенных платежей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, удаленно из Личного кабинета или из программ электронного декларирования, в оперативности совершения доплаты. Большое значение имеет прозрачность при совершении платежей, информацию о всех таможенных платежах, совершенных с помощью таможенных карт, о пополнениях и списаниях со специального карточного счета можно увидеть в Личном кабинете системы.

Для работы в Личном кабинете и совершения оплат из программ электронного декларирования не нужно устанавливать дополнительное оборудование и покупать какие-либо специальные программы. Необходим персональный компьютер и доступ в интернет. В Личном кабинете доступна не только функция уплаты таможенных платежей, но и архив всех совершенных операций.

На сегодняшний день во всех таможенных органах региона осуществляется применение удаленной уплаты с помощью электронных терминалов посредством оплаты таможенных платежей с использованием таможенных карт координаторов эмиссии ООО «Мультисервисная платежная система», ООО «Таможенная карта».

Информация о преимуществах использования современных информационных технологий уплаты таможенных платежей, использования электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, в том числе при их удаленной уплате, размещается таможенными органами региона в средствах массовой информации: информационных сайтах СКТУ, интернет-агентства «СКФО.ru», радио-эфирах. Также информация о преимуществах использования современных информационных технологий уплаты таможенных платежей, таможнями проведены мероприятия по доведению до участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, на информационных стендах таможен региона размещена информация о возможностях уплаты таможенных и иных платежей через платежные терминалы, в том числе и при удаленной уплате.

Уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами в отношении товаров для личного пользования производится:

- в безналичной форме на счет Федерального казначейства или с использованием электронных терминалов, банкоматов;

- наличными денежными средствами в кассу таможенного органа или с использованием платежных терминалов, банкоматов.

На основании распоряжения ФТС России от 19.12.2012 № 378-р «Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при уплате физическими лицами таможенных платежей, пеней, процентов, штрафов и иных платежей, взимаемых таможенными органами, с использованием электронных терминалов, платежных терминалов, банкоматов» (с изменениями, внесенными распоряжениями ФТС России от 22.11.2017 № 247-р, 18.02.2013 № 52-р, 26.06.2013 № 203-р, 19.12.2013 № 407-р, 03.10.2014 № 280-р, 29.12.2014 № 367-р, 31.12.2015 № 408-р), а также на основании распоряжения ФТС России от 03.10.2014 № 280-р «О внесении изменения в приложение к распоряжению ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 378-р» в период с 15.01.2013 по 31.12.2017 осуществляется проведение эксперимента по использованию электронных терминалов, платежных терминалов, банкоматов при уплате физическими лицами таможенных платежей, пеней, процентов, штрафов и иных платежей, взимаемых таможенными органами (далее – Таможенные платежи), в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее – Эксперимент).

В данном случае под электронным терминалом (POS – терминал) понимается устройство, предназначенное для совершения операций физическими лицами по оплате таможенных платежей с использованием электронных средств платежа (банковских карт международных платежных систем VISA и Master Card), без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств.