Сегодня 18 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Системная работа по противодействию коррупции в таможенной сфере

PDFПечатьE-mail

Системная работа по противодействию коррупции в таможенной сфере

Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу экономической безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества, государства в целом. Коррупционными процессами поражены все сферы общественной жизни, в том числе — экономическая сфера. Коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам в различных областях деятельности, а также создает прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства. Коррупционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства в правовой, политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.

Коррупция угрожает не только национальным интересам государства, разрушает рынки, сдерживает экономический рост и отталкивает иностранных инвесторов, но и ослабляет государственные службы, снижая доверие к чиновникам. По данным ООН, ежегодно в результате коррупционных злоупотреблений расхищается либо растрачивается около триллиона долларов.

Среди мер, необходимых для эффективного противодействия коррупции, участники внешнеэкономической деятельности называют внедрение более суровых санкций контроля и укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства.

Учитывая, что таможенные органы играют важную роль в пополнении государственного бюджета, а также в обеспечении национальной безопасности, контролируя перемещаемые через границу товары и транспортные средства, проявление коррупции в таможенных органах может нанести серьезный ущерб экономической безопасности страны.

Коррупционная направленность распространена в таможенных органах среди чиновников низшего и среднего звена. Ведь именно этим чиновникам приходиться по долгу службы работать непосредственно с гражданами. Чтобы снизить уплачиваемые в бюджет таможенные платежи путем искажения сведений о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве и весе товаров, участники внешнеэкономической деятельности идут на подкуп должностных лиц.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций. Вопрос возможности подкупа высших должностных лиц требует тщательной проработки, поскольку последствия такого подкупа могут оказаться довольно плачевными.

Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникновения коррупции существует там, где таможенные органы:

-обладают монополией власти над клиентами;

-имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг;

-пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности.

При анализе причин и условий, способствующих возникновению и росту коррупции невозможно обойтись без статистики по данному вопросу. В 2016 году Минераловодским следственным отделом на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 2 уголовных дела против должностных лиц Северо-Осетинской таможни по обвинению в коррупции; к декабрю 2017 года таких дел – 3.

Благодаря достигнутым результатам в области противодействия можно сделать вывод, что таможенные органы ведут активную борьбу с коррупцией и с каждым годом она становятся совершеннее и эффективнее.

Пресс-служба Северо-Осетинской таможни