Сегодня 15 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Анализ состояния работы по ведомственному контролю в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления в 1 полугодии 2017 года и обзор решений, принятых таможенными органами региона во 2 квартале 2017 года

PDFПечатьE-mail

Анализ состояния работы по ведомственному контролю в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления в 1 полугодии 2017 года и обзор решений, принятых таможенными органами региона во 2 квартале 2017 года

I. В течение 1 полугодия 2017 года таможенными органами региона было проверено на соответствие требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 178 решений, действий (бездействия) таможенных органов региона , из них 71% (127) пересмотренных решений, действий (бездействия) были признаны законными, в связи с чем основания для их отмены отсутствовали.

В порядке статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – статья 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ) таможенными органами региона вынесено 40 решений, которыми отменено 47 решений, не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и 4 действия (бездействия) признаны неправомерными.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и должностных лиц уменьшилось в 2,4 раза.

Так в течение 2 квартала 2016 года было вынесено 70 решений, которыми отменено 105 решений, не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и 16 действий (бездействия) признаны неправомерными.

Таможенный орган, принявший решения

2 квартал 2017

2 квартал 2016

Количество вынесенных решений в порядке ст. 24 ФЗ от 27.11.2010

№ 311-ФЗ

Количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействие)

(% от общего количества отмененных решений, действий (бездействий)

Количество вынесенных решений в порядке ст. 24 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ

Количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействие)

(% от общего количества отмененных решений, действий (бездействий)

Аппарат СКТУ

18

24(47%)

27

49 (40%)

Дагестанская таможня

4

9 (18%)

15

34 (28%)

Минераловодская таможня

18

18 (35%)

27

37 (31%)

Северо-Осетинская таможня

0

0

1

1 (1%)

Итого:

40

51

70

121

Аппаратом управления наибольшее количество решений было отменено в отношении Минераловодской таможни (18), в отношении Дагестанской таможни отменено 6 решений, решения Северо-Осетинской таможни не отменялись.

Из общего количества отмененных решений в порядке ведомственного контроля в связи с нарушениями законодательства отменено 42 решения и 4 действия (бездействия), что составило 90%, в связи с «новыми обстоятельствами» - 5 решений (10%). В течение 1 полугодия 2016 года в связи с нарушениями законодательства отменено 82 решения и 16 действий (бездействия), что составило 81%, в связи с «новыми обстоятельствами» - 23 решения (19%).

По результатам ведомственного контроля в 1 полугодии 2017 г. наиболее часто отменялись решения, связанные с классификацией товаров (63% от общего количества незаконных решений) и решения, принятые при контроле таможенной стоимости товаров (29% от общего количества незаконных решений). В аналогичном периоде 2016 г. данные показатели распределись следующим образом: решения по классификации товаров отменялись в 26% случаях от общего количества отмененных решений, при контроле таможенной стоимости – 61%.

Основными причинами отмены решений в порядке ведомственного контроля в связи с нарушением таможенного законодательства являются при контроле таможенной стоимости товаров - отсутствие обоснования принятых решений о дополнительной проверке и корректировке таможенной стоимости, включающих в себя информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными; принятие решений только на основании признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости, выявленные с использованием системы управления рисков, применение неверного выбора основы для корректировки; при классификации товара - неверное толкование должностными лицами таможенных постов Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

В то же время следует отметить, что по результатам анализа решений, действий (бездействия) таможенных органов региона, являвшихся предметом ведомственного контроля, по сравнению с 2016 годом снизилось количество отмененных решений, в том числе при контроле таможенной стоимости товаров, что указывает о повышении персональной ответственности со стороны должностных лиц, их принявших. Решения содержат подробное обоснование их принятия, дается оценка дополнительно предоставленным декларантом документам в ходе дополнительной проверки.

По результатам проведенного ведомственного контроля таможнями региона ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих принятию таможенными органами незаконных решений в области таможенного дела, в каждом случае рассматривается вопрос о целесообразности проведения служебной проверки. В течение 1 полугодия 2017 года в таможенных органах региона проведено 2 служебные проверки. По итогам проведенных служебных проверок к дисциплинарной ответственности должностные лица, допустившие нарушение таможенного законодательства не привлечены в связи с тем, что 1 должностное лицо уволено со службы в таможенных органах, в отношении 4 должностных лиц истекло 6 месяцев для привлечения к дисциплинарной ответственности, к ним применены меры материального воздействия.

В обязательном порядке все вынесенные решения в порядке ведомственного контроля доводятся до сведения лиц, принявших незаконные решения, также структурными подразделениями таможен проводятся занятия с должностными лицами таможенных постов по изучению таможенного законодательства.

II. Для использования в работе функциональных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, приводится анализ следующих решений, вынесенных в порядке статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ во 2 квартале 2017 года.

1. СКТУ в рамках проведения ведомственного контроля решений Минераловодской таможни по итогам камеральной проверки у ИП Г. установлено следующее.

Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

В силу положений статьи 110 ТК ТС таможенная проверка является одной из форм таможенного контроля.

В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности должностными лицами Минераловодской таможни было установлено наличие в магазине, принадлежащем ИП Г., товаров легкой промышленности – куртки, дублёнки, пальто (изделия из кожи и меха) иностранного производства (Турция) (далее товар), с возможными признаками нарушения таможенного законодательства, а именно в реализации иностранных товаров на территории Российской Федерации, не прошедших процедуру таможенного декларирования.

Документы, подтверждающие законность ввоза и оборота вышеуказанных товаров на территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) ИП Г. не предоставила.

По сведениям Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России, информация о совершении таможенных операций в отношении проверяемых товаров в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов отсутствует.

В целях проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру и соблюдения иных требований, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, на основании статей 122, 131 ТК ТС Минераловодской таможней в 2017 г. проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП Г.

Из имеющихся документов установлено, что камеральная таможенная проверка у ИП Г. проведена на основании статьи 131 ТК ТС при наличии достаточных на то оснований – информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, которая в свою очередь указывала на наличие риска нарушения со стороны ИП Г. права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В процессе проведения таможенной проверки было установлено, что фактически проверяемые товары не помещались под соответствующие таможенные процедуры, с ними не совершались таможенные операции, предусматривающие их декларирование и уплату причитающихся таможенных платежей для их выпуска для внутреннего потребления.

Результаты таможенной проверки в соответствии положениями статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ оформлены Актом.

Пунктом 5 Акта предусмотрено изъятие товара в соответствии с пунктом 23 Порядка взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, при выявлении незаконно помещенных товаров через таможенную границу Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 27.02.2015 № 322 (далее – Порядок от 27.02.2015 № 322).

Основанием для изъятия таможенным органом у ИП Г. товаров в соответствии с частью 1 статьи 168 Федерального закона № 311-ФЗ является обнаружение в рамках таможенного контроля товаров, незаконно ввезенных ею в Российскую Федерацию, и неуплата таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.

Постановление Минераловодской таможни от 02.03.2017 г. об изъятии товаров вынесено в порядке статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, является мотивированным, соответствует требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, принято в пределах представленных полномочий и при наличии к тому оснований.

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, изъятие товаров в соответствии с частью 1 настоящей статьи производится на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа либо уполномоченного им должностного лица в присутствии лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Об изъятии таких товаров составляется акт в присутствии двух понятых. В акте либо прилагаемых к нему описях изъятые товары подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары, либо его представителем, а также понятыми. Копия акта вручается лицу, у которого изъяты товары, либо его представителю.

Срок хранения изъятых товаров согласно положениям части 4 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ составляет один месяц.

По истечении срока временного хранения товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС (пункт 4 статьи 170 ТК ТС).

Учитывая пятидневный срок добровольной уплаты лицом таможенных платежей, регламентированный пунктом 5 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ и последующее отсутствие фактического совершения с ними таможенных операций со стороны ИП Г. в отношении проверяемых товаров правомерно было вынесено таможенным органом постановление об изъятии в рамках положений статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Из материалов камеральной проверки следует, что товар был изъят у ИП Г. согласно протокола изъятия документов (предметов, материалов) при проведении оперативно-розыскных мероприятий и помещен на основании акта приема-передачи товаров на склад временного хранения Минераловодской таможни. Должностными лицами таможенного органа иных операций с товаром не производилось. Изъятие по результатам камеральной таможенной проверки не производилось.

В то же время об истечении срока временного хранения товаров, учитывая положения статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, ИП Г. 17.03.2017 направлялось уведомление об истечении срока временного хранения товаров, по истечении которого - акт об истечении срока хранения товаров от 03.04.2017 г.

Однако, по результатам камеральной таможенной проверки, должностными лицами Минераловодской таможни не была завершена процедура изъятия товара у ИП Г. в соответствии с требованиями статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

В нарушение требований частей 2 и 3 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ должностными лицами Минераловодской таможни не приняты меры, направленные на изъятие товаров на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа либо уполномоченного им должностного лица в присутствии лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых, с составлением акта изъятия товаров.

Оценив в совокупности вышеперечисленные факты, установлено, что бездействие должностных лиц Минераловодской таможни, выразившееся в не составлении акта изъятия товаров у ИП Г. по итогам вынесенного Минераловодской таможней постановления об изъятии товаров, не соответствует требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, что влечет за собой признание неправомерными совершенных после 02.03. 2017 г. действий должностных лиц таможенного органа в области таможенного дела, а именно: действий по направлению уведомления от 17.03.2017 г. и акта от 03.04. 2017 г. об истечении предельного срока хранения товаров.

2) В соответствии с пунктом 19 Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом ФТС России 01.07.2016 № 1310 (далее-Порядок проведения ведомственного контроля), установлено, что если в ходе проведения ведомственного контроля установлено, что при принятии решения, совершении действия (бездействия) в области таможенного дела нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа соблюдены условия, определенные в пункте 7 Порядка, по результатам ведомственного контроля подготавливается заключение.

Так, СКТУ осуществлена проверка решений нижестоящих таможенных органов, в порядке ведомственного контроля по результатам которого решения признаны правомерными.

Так, ООО «И.» (далее – Общество, декларант) на таможенный пост Морской торговый порт Махачкала Дагестанской таможни (далее таможенный пост, таможенный орган) подана ДТ, в которой заявлены сведения о товарах: «плитки облицовочные глазурированные из грубой керамики, напольные, для наружных и внутренних строительных работ».

Таможенная стоимость определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) – метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом были представлены в том числе следующие документы, по результатам анализа которых должностным лицом Дагестанской таможни были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в связи с чем в соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 (далее – Порядок контроля таможенной стоимости товаров), принято решение о проведении дополнительной проверки.

С целью подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара Дагестанской таможней было указано декларанту на необходимость в установленный в решении о проведении дополнительной проверки срок представить следующие дополнительные документы и сведения:

- прайс-листы производителя вне зависимости от условий внешнеторговой сделки;

- спецификация, приложения с указанием наименования товаров в ассортименте, марках, артикулах, количества и цены за единицу, наименование производителя;

- пояснения по условиям оплаты за товар;

- пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование;

- пояснения по условиям продажи;

- оферты, заказы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются);

- бухгалтерские документы об оприходовании товаров (если товар оприходован);

- банковские платежные документы (выписка по лицевому счету, платежное поручение, заявление на перевод) согласно условиям оплаты указанным в договоре;

- пояснения, документальное обоснование несоответствия оригинала инвойса его электронной копии.

В нарушение пункта 15 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, декларантом не представлены дополнительно запрошенные документы и сведения.

В связи с тем, что декларантом дополнительно запрошенные по решению о проведении дополнительной проверки документы и сведения не были представлены, а представленные при таможенном декларировании сведения о таможенной стоимости не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, а также на основании ценового анализа в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 2 Соглашения, должностным лицом Дагестанской таможни принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

В связи с неосуществлением декларантом корректировки таможенной стоимости в срок, установленный пунктом 24 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии ЕАЭС от 10 декабря 2013 г. № 289, (далее – Порядок внесения изменений в ДТ) должностным лицом таможни самостоятельно заполнены ДТС-2, КДТ.

СКТУ в рамках проведения ведомственного контроля принятых решений проанализировано решение Дагестанской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров и установлено следующее.

В решении о корректировке таможенной стоимости Дагестанской таможней изложены основания проведения проверочных мероприятий, также указано, что дополнительные документы и пояснения Обществом не предоставлены. Так, в качестве обоснования принятого решения Дагестанская таможня в решении о корректировке указала, что

- в представленном контракте отсутствует достаточное описание товара, информация о производителе, стоимости и количестве. Спецификация к контракту не представлена;

- представленный в пакете документов прайс-лист в полной мере дублирует данные инвойса (стороны сделки, ассортимент товара, условия поставки (доставка до г. Махачкала) т. е. является, по сути, коммерческим предложением в рамках определенных договорных отношений между сторонами отдельной внешнеторговой сделки. Таким образом, представленный документ не является прайс- листом, являющимся публично публикуемой офертой, содержащим информацию о стоимости товара у производителя вне зависимости от условий и обстоятельств отдельных внешнеторговых сделок между конкретными лицами.

- данные, представленные декларантом в электронной копии инвойса, не соответствуют оригиналу указанного документа;

- в результате сравнения с имеющейся в таможенных органах ценовой информацией проведен анализ заявленной таможенной стоимости по вышеуказанной ДТ, в результате которого выявлено, что имеются факты декларирования товаров, классифицируемых одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС, по цене, превышающей заявленную декларантом таможенную стоимость.

Согласно статье 69 ТК ТС декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Однако Общество не воспользовалось правом доказать использование избранного метода определения таможенной стоимости путем предоставления в таможенный орган всех необходимых документов и пояснений по расхождениям, в том числе затребованных решением о проведении дополнительной проверки. Таким образом, декларант уклонился от представления запрошенных документов, и основания для проведения дополнительной проверки им не были устранены

Таким образом, проведя анализ принятых должностными лицами Дагестанской таможни решений, у таможенного органа имелись основания, как для проведения дополнительной проверки, так и для корректировки таможенной стоимости товаров заявленных в ДТ, процедуры и сроки оспариваемых решений соблюдены, основа для корректировки таможенной стоимости товаров подобрана правомерно. В связи с чем, основания для признания решения Дагестанской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле (неправомерным) отсутствовали.

ИП З. обратился в арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании действий Дагестанской таможни по оставлению заявления о возврате излишне взысканных таможенных платежей, начисленных вследствие корректировки таможенной стоимости, незаконными.

В соответствии с пунктом 6 Порядка по проведению ведомственного контроля решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, являющиеся предметом судебного разбирательства являются поводом для проведения ведомственного контроля.

В связи с чем действия Дагестанской таможни, оспариваемые ИП З. были пересмотрены СКТУ в порядке ведомственного контроля.

Из материалов ведомственного контроля усматривается, что в ходе таможенного контроля Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни (далее - таможенный пост) были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные ИП З. сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо заявленные сведения о таможенной стоимости должным образом не подтверждены. В связи с отсутствием документального обоснования заявленной таможенной стоимости таможенным постом было принято решение о проведении дополнительной проверки.

Представленные декларантом дополнительные документы (банковские платежные документы, экспортная декларация с переводом, письмо продавца товара, спецификация, ценовая информация) не устранили возникшие сомнения в обоснованности заявленной таможенной стоимости.

Таможенный пост принял решение о корректировке таможенной стоимости и самостоятельно определил таможенную стоимость товаров на основе имеющейся у него информации, заполнены корректировка декларации на товар (далее - КДТ). Вследствие корректировки таможенной стоимости товаров ИП З.. были доначислены таможенные платежи, которые были списаны в установленном порядке.

Позже в Дагестанскую таможню поступило заявление ИП З. о возврате излишне взысканных таможенных платежей., который посчитал, что корректировка таможенной стоимости была произведена таможенным органом незаконно, в связи с чем у него возникла излишняя уплата таможенных пошлин, налогов.

Дагестанской таможней на заявление ИП З. направлен ответ, в котором разъяснено, что в соответствии подпунктом 3 части 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты. На основании части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление возвращается без рассмотрения.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя прилагать документы, подтверждающие факт излишней уплаты.

Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов при корректировке таможенной стоимости товаров является решение о корректировке таможенной стоимости и надлежащим образом оформленная форма корректировки декларации на товар, которая повлекла бы уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Частью 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ установлено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11. 2010 № 311-ФЗ.

Учитывая, что ИП З. документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов не представлены, и по ДТ решение о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы, подлежащих уплате таможенных платежей отсутствует, заявление ИП З. Дагестанской таможней правомерно было возвращено без рассмотрения письмом в установленный срок. В данном письме Дагестанская таможня привела мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения указанного заявления и обосновало нормами статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Таким образом, основания для признания действий Дагестанской таможни об оставлении без рассмотрения заявления ИП З. о возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, доначисленных вследствие корректировки таможенной стоимости товаров, не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле (неправомерным) отсутствуют.