Сегодня 23 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

Северо-Осетинская таможня напоминает участникам внешнеэкономической деятельности о возможности обжалования решений и действий таможенного органа

PDFПечатьE-mail

Северо-Осетинская таможня напоминает участникам внешнеэкономической деятельности о возможности обжалования решений и действий таможенного органа

Наряду с мерами, предпринимаемыми для повышения уровня законности принимаемых решений и совершаемых действий, таможенные органы стремятся снизить число отмененных в судебном порядке неправомерных решений (действий) путем применения досудебного урегулирования споров.

В соответствии с общими правилами участник ВЭД может обжаловать в судебном порядке любое решение, действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов. Участники ВЭД считают судебное разбирательство наиболее действенным способом отстаивания своих интересов.

Но судебное разбирательство связано со следующими издержками:

- сроки рассмотрения таких дел в арбитражном суде – 3 месяца со дня поступления туда соответствующего заявления;

- срок может продляться в связи с мотивированным заключением судьи;

- неизбежные расходы (оплата государственной пошлины и судебные издержки);

- личное присутствие (дополнительное время и трудовые затраты).

Важной задачей, как государства, так и таможенных органов, является содействие внешней торговле во взаимосвязи с соблюдением экономических интересов государства. В этой связи законодательством для участников ВЭД предусмотрено кроме судебного отстаивания прав и законных интересов в отношениях с таможенными органами еще и право на досудебное обжалование.

Возможность досудебной (внесудебной) проверки соблюдения законности решений и действий таможенных органов закреплена Федеральным законом РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Контроль соблюдения законности решений и действий таможенных органов осуществляется по двум основным направлениям: рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также ведомственный контроль деятельности таможенных органов.

Законодательством предусмотрено право любого лица, считающего, что решения или действия таможенных органов нарушают его права, обжаловать такие решения и действия таможенных органов в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган. Можно обжаловать решения таможенных органов:

- о корректировке таможенной стоимости;

- по классификации товара по ТНВЭД ЕАЭС;

- об отказе в выпуске товара;

- действия, либо бездействие таможенных органов, связанные с декларированием товаров;

- другие решения и действия таможенных органов и их должностных лиц.

Основными преимуществами ведомственного обжалования являются:

а) при подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина;

б) решение по жалобе принимается в течение месяца (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом.

Если же судом выносится решение в пользу заинтересованного лица, такое решение таможенным органом обжалуется, в связи с чем, судебные разбирательства затягиваются.

в) личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы не требуется;

г) в подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы, в то время, как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы, как суду, так и ответчику.

При ведомственном обжаловании жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации, либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом, или его должностным лицом решения, или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Евразийского экономического союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле, либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно.

Хотелось бы обратить внимание, что полномочия руководителей организаций (директор, генеральный директор) подтверждаются учредительными и иными документами (протокол общего собрания учредителей о назначении директора юридического лица и т.д.).

Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем и скреплена печатью организации. Доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

В самой жалобе необходимо указать фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения, наименование таможенного органа, решение, действие, бездействие которого обжалуются, кратко изложить, в чем именно заключается обжалуемое решение, действие (бездействие).

Вместе с тем, законодательством предусмотрены некоторые основания, по которым жалоба не подлежит рассмотрению:

- жалоба направлена по факсу и электронной почте;

- пропущен трехмесячный срок на подачу жалобы, при этом ходатайство на его восстановление не представлено;

- отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица на подачу жалобы, или их копии, заверенные надлежащим образом.

Также жалоба не подлежит рассмотрению, если лицо обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и данная жалоба принята судом к рассмотрению, либо по жалобе вынесено решение.

Полный перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу предусмотрен ст. 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и является исчерпывающим.

Пресс-секретарь Северо-Осетинской таможни