Сегодня 17 декабря 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Обзор правоприменительной практики по вопросам осуществления ведомственного контроля Северо-Кавказским таможенным управлением и подчиненными таможенными органами за 2 квартал 2015 года.

PDFПечатьE-mail

Обзор правоприменительной практики по вопросам осуществления ведомственного контроля Северо-Кавказским таможенным управлением и подчиненными таможенными органами

за 2 квартал 2015 года.

Наиболее актуальными для руководства и использования в работе функциональных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, являются следующие решения, вынесенные в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ) во 2 квартале 2015 года.

1. Направление требования об уплате таможенных платежей при отсутствии нарушения предельного срока временного ввоза транспортного средства является неправомерным

30 марта 2014 г. в зоне деятельности таможенного поста Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни гражданином Республики Армения К. был осуществлен временный ввоз транспортного средства «Mitsubishi Pajero», 2007 г выпуска. Срок временного ввоза установлен до 30 июня 2014 г.

В установленный срок транспортное средство «Mitsubishi Pajero» гр. К. вывезено не было. С заявлением о продлении срока временного ввоза он обратился на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни 1 июля 2014. За нарушение срока временного ввоза транспортного средства гр. К. был привлечен к административной ответственности. Срок временного ввоза был продлен на основании заявления в пределах максимально установленного таможенным законодательством Таможенного союза (1 год).

В связи с невывозом транспортного средства «Mitsubishi Pajero» в срок до 30 июня 2014 г. Северо-Осетинской таможней гр. К. было выставлено требование об уплате таможенных платежей.

Согласно пункта 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение) до истечения срока временного ввоза транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Пунктом 5 статьи 14 Соглашения определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у:

1) декларанта:

с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 2 Решения Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 17 сентября 2014 № 12/14 «О порядке продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования» в случае, если физическое лицо обратилось в таможенный орган для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования (в том числе при вывозе) по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, но в пределах максимально установленного таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган осуществляет продление срока временного ввоза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, срок уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренный подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения не наступает.

При нарушении максимально установленного таможенным законодательством Таможенного союза срока временного ввоза транспортного средства к физическому лицу применяются меры в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза Российской Федерации.

Проведенной проверкой установлено, что у гр. К. предельный срок временного ввоза (1 год) 30 марта 2015 г. За продлением срока временного ввоза он обращался в Пермскую таможню, которая продлила срок временного ввоза транспортного средства до 26 декабря 2014г. С 2 января 2015 г. в связи с присоединением Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения и временно ввезенных физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию до 2 января 2015 г, снят таможенный контроль.

В последующем установлено, транспортное средство «Mitsubishi Pajero» согласно программе АС «Авто-Транспорт» ПЗ «ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» уровня ФТС России фактически вывезено за пределы Таможенного союза гр. К. 16 февраля 2015, т.е. до наступления предельного срока временного ввоза.

Таким образом, учитывая, что гр. К. не был пропущен предельный срок временного ввоза транспортного средства «Mitsubishi Pajero», действия Северо-Осетинской таможни по направлению требования об уплате таможенных платежей являются неправомерными.

2. Выставление и направление требования об уплате таможенных платежей лицу, не являющимся обязанным уплачивать таможенные платежи, неправомерно.

1 апреля 2013 года Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни (далее Махачкалинский таможенный пост) на транспортное средство марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 г. выпуска, как на товар Таможенного союза, ввезенного из Республики Беларусь, выдан ПТС гражданину Российской Федерации А.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение) автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, или до 1 января 2013 года.

На основании абзаца 2 пункта 8 статьи 17 Соглашения автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 после 1 января 2013 года признаются в Российской Федерации товарами Таможенного союза независимо от факта уплаты в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

При получении Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни заявления гр. А. от 8 февраля 2014 г. о выдаче ПТС на автомобиль «PORSCHE CAYENNE TURBO», на запрос Дагестанской таможни был получен ответ о выпуске в свободное обращение 17 ноября 2010 г. вышеуказанного транспортного средства с уплатой таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, тем самым подтвердив, что транспортное средство имеет статус товара Таможенного союза. После чего Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни был выдан ПТС на транспортное средство.

Должностным лицом отдела таможенных процедур и таможенного контроля Дагестанской таможни была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Согласно информации, указанной в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 20.02.2015 установлено, что сведения о выпуске транспортного средства марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, в свободное обращение на территории Республики Беларусь в Реестре автомобилей на Портале ФТС России отсутствуют.

Согласно информации, полученной с применением АС «Авто-транспорт» ПЗ «Оперативная отчетность», сведения о пересечении таможенной границы Таможенного союза транспортным средством марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, в ЦБД ЕАИС ТО отсутствуют.

Также, в Акте указано, что согласно информации таможенных органов Республики Беларусь (письмо от 25 июня 2014), сведения о выпуске данного транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Беларусь отсутствуют и в органах ГАИ Республики Беларусь на регистрационный учет не ставилось.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, установлено, что данное транспортное средство не является товаром Таможенного союза.

Однако, проведенной проверкой документов и сведений не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

По результатам проведенных форм таможенного контроля, в связи с недекларированием транспортного средства «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, Дагестанской таможней был обнаружен факт неуплаты таможенных платежей, в связи с чем, был составлен Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в котором указано, что лицом, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей и пеней, является гр.А,

По факту недекларирования транспортного средства «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, гр. А. было выставлено и направлено требование об уплате таможенных платежей.

На основании статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, в том числе помещаемых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Согласно статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведенного таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Порядка составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, утвержденного приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2708 (далее Порядок составления акта), настоящий порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов.

В случае, если в результате проведения проверки факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей подтвержден, подразделением таможенных платежей составляется акт обнаружения (пункт 4 Порядка составления акта).

Если по результатам проверки факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не подтвержден, подразделение таможенных платежей информирует об этом в письменной форме начальника (заместителя начальника) таможенного органа, а также подразделение, выявившее нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 6 Порядка составления акта). Из чего следует, что в данном случае требование об уплате таможенных платежей не направляется.

Проведенной проверкой документов и сведений после выпуска транспортного средства марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, не установлены лица незаконно переместившие данное транспортное средство и (или) участвовавшие в незаконном перемещении транспортного средства через таможенную границу, также не установлен факт того, что лицо, которое приобрело транспортное средство в собственность - гр. А, знало или должно было знать о том, что транспортное средство ввезено незаконно и он должен нести обязанность по уплате таможенных платежей. Соответственно акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства марки «PORSCHE CAYENNE TURBO», 2010 года выпуска, составлен преждевременно.

Тем самым, у Дагестанской таможни отсутствовали правовые основания для выставления требования гр. А. об уплате таможенных платежей, как лицу ответственному за уплату таможенных платежей что и явилось нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Отказ Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обратившемуся в пределах 3-х годичного срока, предусмотренного статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», является нарушением таможенного законодательства.

14 января 2012 г. ООО «К» (далее - ООО «К», Общество, декларант) на Дербентском таможенном посту Дагестанской таможни по декларации на товар (далее - ДТ) был декларирован товар - бутилен, и заявлен код товара по ТН ВЭД ТС 2711 14 000 0, весом нетто -999 900 кг.

Согласно платежным поручениям от 10 января 2012 г. № 7 на сумму 960 000 руб., от 11января 2012 г. № 17 на сумму 240 000 руб, от 11 января 2012 г. № 18 на сумму 907 000 руб. Обществом была фактически уплачены денежные средства 14 января 2012г.

В связи с неверной классификацией товара и в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 900 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении бутадиена и бутилен-бутадиеновой фракции», Дагестанской таможней 10 декабря 2014 г. в рамках ведомственного контроля были приняты решения о классификации товара, декларированного по ДТ.

Принятие решений о классификации товара повлекло за собой образование излишне уплаченных таможенных платежей по товару №1 (часть товара).

С заявлением от 26 декабря 2014 г. о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, направленного экспресс-почтой DHL Exspress, ООО «К.» обратилось в Дагестанскую таможню. Данное заявление согласно штампа входящей корреспонденции Дагестанской таможни поступило 16 января 2015.

29 января 2015 вышеуказанное заявление Общества Дагестанской таможней было оставлено без рассмотрения, о чем было указано в письме. Основанием для оставления заявления без рассмотрения Дагестанская таможня указала истечение срока возврата таможенных платежей, установленного пунктом 3 части 12 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, который истек 14 января 2015г. Кроме того, указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей должна прилагаться корректировка таможенной стоимости и/или корректировка декларации на ДТ.

Оставление заявление без рассмотрения послужило основанием для обжалования Обществом действий Дагестанской таможни в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежит возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника) не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В ходе анализа заявления Общества в Арбитражный суд Республики Дагестан о признании незаконными действий Дагестанской таможни по оставлению без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в связи с истечением срока на основании пункта 3 части 12 статьи 147 Федерального закона, а также документов, представленных Дагестанской таможней, установлено, что к заявлению о возврате таможенных пошлин, налогов Обществом приложены документы:

- оригиналы платежных поручений, копии учредительных документов, копии ДТ и решения о классификации товара.

Согласно информации автоматизированного программного средства «Лицевые счета», имеющегося в Северо-Кавказском таможенном управлении, по платежным поручениям по ДТ были списаны 14 января 2012. Таким образом, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ является 14 января 2012.

Кроме того, к заявлению в Арбитражный суд Республики Дагестан Обществом приложена транспортная накладная и информация об отслеживании грузов DHL Exspress.

Исходя из письма Дагестанской таможни от 29 января 2015 г. «О возврате заявления», основанием для возврата заявления Общества послужило истечение 14 января 2015 г. срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов.

Однако, согласно транспортной накладной документы для доставки в Дагестанскую таможню были отправлены Обществом 31 декабря 2014 г., а доставлены в соответствии с информацией об отслеживании грузов DHL Exspress по данной транспортной накладной в Дагестанскую таможню 12 января 2015 г. в 17:29, о чем расписался в получении работник Дагестанской таможни. Однако заявление Общества зарегистрировано в Дагестанской таможне лишь 16 января 2015.

Согласно пункта 7 статьи 5 ТК ТС, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока. Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока, считаются сданными в срок.

Таким образом, заявление Общества от 26 декабря 2014 г. в учреждение почтовой связи, согласно информации по отслеживанию грузов DHL Exspress, сдано 31 декабря 2014, т.е. письменное заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов по ДТ подано в таможенный орган в пределах 3-х годичного срока. Следовательно, заявление Общества Дагестанской таможней оставлено без рассмотрения в нарушение пункта 3 части 12 статьи 147 Федерального закона, тем самым вышеуказанные обстоятельства нарушают права заявителя.

Таким образом, Дагестанской таможней допущено нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при рассмотрении заявления ООО «К.» о возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.