Сегодня 15 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Обзор правоприменительной практики по вопросам осуществления ведомственного контроля Северо-Кавказским таможенным управлением и подчиненными таможенными органами за 1 квартал 2015 года.

PDFПечатьE-mail

Обзор правоприменительной практики по вопросам осуществления ведомственного контроля Северо-Кавказским таможенным управлением и подчиненными таможенными органами

за 1 квартал 2015 года.

Наиболее актуальными для руководства и использования в работе функциональных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, являются следующие решения, вынесенные таможенными органами региона в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ) в 1 квартале 2015 года.

1. Решение таможенного органа об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по пассажирской таможенной декларации признано неправомерным.

22 февраля 2014 года гражданин Я. ввез на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство. Таможенное декларирование транспортного средства производилось на таможенном посту МАПП «Весело-Вознесенка» Таганрогской таможни по пассажирской декларации на товары (далее - ПДТ). При таможенном декларировании гражданин Российской Федерации и Греции Я. предъявил паспорт гражданина Греции. В отношении транспортного средства оформлен временный ввоз с установленным сроком вывоза с таможенной территории Таможенного союза до 22 мая 2014 с освобождением от уплаты таможенных платежей.

26 мая 2014 гр. Я. обратился на Минераловодский таможенный пост Минераловодской таможни (далее – Минераловодский таможенный пост) с заявлением о продлении срока временного ввоза транспортного средства. К заявлению о продлении срока временного ввоза транспортного средства им были представлены документы, в том числе паспорт гражданина Российской Федерации и Свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма №3) № б/н от 21 мая 2014 г. На основании представленных документов Минераловодским таможенным постом было принято решение о продлении срока временного транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей на срок до 21 февраля 2015 г.

Пунктом 22 приложения 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение) установлено, что от уплаты таможенных пошлин, налогов освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами на срок их временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

В соответствии со статьей 16 Соглашения и пунктом 23 приложения 3 к Соглашению временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, физическими лицами государств - членов Таможенного союза любым способом на срок, не превышающий шести месяцев, допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза дифференцирует условия временного ввоза транспортных средств для личного пользования в зависимости от отнесения физического лица, его перемещающего, к конкретной категории субъектов таможенных правоотношений - иностранное физическое лицо либо физическое лицо государства - члена Таможенного союза.

С целью проверки заявленных гр. Я. сведений, отделом таможенного контроля после выпуска товаров Минераловодской таможни проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от 17 октября 2014 г.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что гр. Я., обратившись 26 мая 2014 г. с заявлением о продлении срока временного ввоза транспортного средства, указал в своем заявлении место постоянного проживания: Греция, г. Салонники, при этом предъявил паспорт гражданина Российской Федерации, выданный отделом УФМС России по Ставропольскому краю 14 августа 2007 г. Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, гр. Я. имел постоянное место регистрации на территории Таможенного союза в Ставропольском крае и был снят с регистрационного учета 17 мая 2014 и временно зарегистрирован 21 мая 2014.

В акте камеральной таможенной проверки Минераловодской таможни указано, что «на дату совершения таможенной операции (22 февраля 2014 г.) по выпуску временно ввезенного транспортного средства на таможенном посту МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни по ПДТ гр. Я. для таможенных целей являлся физическим лицом государства - члена Таможенного союза».

На основании вышеизложенного, по итогам камеральной таможенной проверки начальником Минераловодской таможни принято решение об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по ПДТ, предоставленного при временном ввозе транспортного средства. Данное решение направлено Минераловодской таможней в Таганрогскую таможню письмом от 21 октября 2014 для «выставления требования об уплате таможенных платежей принятия мер в соответствии с законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части доначисления, взыскания таможенных платежей».

По результатам анализа материалов камеральной таможенной проверки установлено отсутствие оснований для выставления требования об уплате таможенных платежей гр. Я. В связи с тем, что срок временного ввоза транспортного средства продлен Минераловодским таможенным постом до 21 февраля 2015 года и решение о его продлении не отменено, указанное транспортное средство находится на территории Таможенного союза на законных основаниях. Нарушения гр. Я. ограничений по пользованию и(или) распоряжению временно ввезенным транспортным средством не выявлены. Следовательно, поскольку срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, ввезенного гр. Я., не наступил, основания для принятия мер по взысканию таможенных платежей отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Временно ввозимое физическим лицом транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на территории иностранного государства, подлежит таможенному декларированию с применением ПТД. Одновременно с ПТД физическое лицо представляет действительный документ, удостоверяющий личность, на основании которого им произведено законное пересечение государственной границы Российской Федерации. Если пересечение государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании удостоверяющего личность документа иностранного государства, то он рассматривается таможенными органами в качестве иностранного лица. Подпунктом 14 пункта 1 статьи 4 ТК ТС установлено, что лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза.

22 февраля 2014 г. гр. Я. на таможенную территорию Таможенного союза по ПДТ было ввезено транспортное средство «Chevrolet», при декларировании которого был предъявлен паспорт гражданина Греции. В последующем при рассмотрении заявления гр. Я. о продлении срока временного ввоза, в паспорте гражданина Российской Федерации установлено отсутствие на момент подачи им заявления (26 мая 2014 года) отметки о постоянной регистрации в Российской Федерации. Из чего следует, что гр. Я. является иностранным лицом.

В связи отнесением гр. Я. к категории субъектов таможенных правоотношений - иностранное физическое лицо, в отношении ввезенного им транспортного средства таможенным постом МАПП Весело-Вознесенск Таганрогской таможни было предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании пункта 22 Приложения 3 к Соглашению и установлен срок ввоза транспортного средства до 22 мая 2014 года.

Продление временного ввоза транспортного средства осуществляется таможенными органами в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящихся под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311 (далее - Инструкция от 18 июня 2010 года № 311).

В соответствии с пунктом 18 Инструкции таможенный орган отказывает в продлении срока временного ввоза в случаях, если:

1) заявление о продлении срока временного ввоза подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление временного ввоза;

2) заявление подано неуполномоченным лицом;

3) не представлены заявление и (или) декларация (или документ), оформленные при временном ввозе транспортного средства;

4) заявление не подписано либо не удостоверено надлежащим образом.

Таким образом, не смотря на вновь установленные обстоятельства (наличие у гр. Я. паспорта гражданина Российской Федерации с отметками регистрации на территории Российской Федерации на момент ввоза транспортного средства), оснований для отказа гр. Я. в продлении срока временного ввоза Минераловодским таможенным постом сроком до 1 года без обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, как иностранному лицу, не имелось.

На основании изложенного, нарушений в части продления срока временного ввоза Минераловодским таможенным постом Минераловодской таможни не допущено.

Полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Гр. Я. транспортное средство под таможенную процедуру временного ввоза не помещалось, «полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов» при временном ввозе транспортного средства не предоставлялось. Указанный автомобиль выпущен МАПП Весело-Вознесенск Таганрогской таможни с освобождением от уплаты таможенных платежей с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.

Глава 12 ТК ТС и глава 16 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ определяют порядок, условия и способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

В силу пункта 4 статьи 360 ТК ТС возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Статьей 14 Соглашения определен исчерпывающий перечень случаев наступления сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования:

- передача временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа;

- утрата временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза;

- невывоз транспортных средств до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза.

В отношении транспортного средства, ввезенного гр.Я., срок временного ввоза не истек, фактов передачи транспортного средства другим лицам без разрешения таможенного органа не установлено, следовательно обязанности по уплате таможенных платежей у гр. Я. не возникло. Выставление и направление требования об уплате таможенных платежей на взыскание суммы обеспечения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, должностными лицами Минераловодской таможни по итогам проведения камеральной таможенной проверки принято неправомерное решение от 17 октября 2014 г. об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по ПТД.

2. Решение должностного лица таможенного органа о регистрации пассажирской таможенной декларации на транспортное средство, не относящееся к товарам для личного пользования, признано несоответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле

На Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни (далее Махачкалинский таможенный пост) прибыло транспортное средство - прицеп, ввезенного гр. Л. на таможенную территорию Таможенного союза по таможенной декларации на транспортное средство (далее – ТДТС). 19 декабря 2012 гр. Л. была подана ПТД на указанное транспортное средство.

4 апреля 2013 г. Махачкалинским таможенным постом на транспортное средство прицеп оформлен паспорт транспортного средства (далее ПТС).

В комплекте документов, на основании которых выдан ПТС имеется ПТД, согласно которой данное транспортное средство выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза с указанием номера ТДТС, согласно которой данное транспортное средство временно ввезено на таможенную территорию Таможенного союза, копия паспорта гражданина Российской Федерации Л., свидетельство о регистрации транспортного средства в Польше, ТПО, договор купли-продажи, Акт таможенного осмотра, заключение экспертно-исследовательского отдела № 2 регионального филиала ЦЭКТУ г. Пятигорска от 31 января 2013г.

В процессе проверки правомерности принятого должностным лицом Махачкалинского таможенного поста решения о регистрации ПТД выявлено следующее.

Согласно информации, полученной из общедоступных источников (Интернет, каталоги) прицеп - лафет марки по своим техническим характеристикам предназначен для перевозки легкового автомобиля и способен осуществить перевозку не более одного автомобиля.

В соответствии с пунктом 9 Приложения №1 к Соглашению, к товарам не относящимся к товарам для личного пользования относятся прицепы для перевозки автомобилей из 8716 39.

Согласно примечанию к Приложению № 1 к Соглашению товары определяются как их кодом, так и наименованием.

Согласно позиции ОТНПТиТО Дагестанской таможни данное транспортное средство классифицируется в товарной подсубпозиции 871639 ТН ВЭД ТС.

Согласно заключения экспертно-исследовательского отдела № 2 регионального филиала ЦЭКТУ г. Пятигорска от 31 января 2013 г., прицеп- автовоз предназначен для перевозки легковых автомобилей.

Таким образом, исходя из кода ТНВЭД ТС и наименования, данный прицеп не является товаром для личного пользования.

Согласно пунктом 3 статьи 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Соглашения декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением ПТД.

ПТД на Махачкалинский таможенный пост была подана гр. Л. 19 декабря 2012, с присвоением регистрационного номера и отмеченное транспортное средство было выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза по ТПО как товар для личного пользования.

Согласно п. 6 Инструкции от 18 июня 2010 N 311, декларация не регистрируется таможенным органом, если декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.

Таким образом, ПТД, поданная гр. Л., принята и зарегистрирована должностным лицом Махачкалинского таможенного поста по форме таможенной декларации применительно к товарам для личного пользования.

Вследствие того, что прицеп - автовоз не является товаром для личного пользования, его помещение под таможенные процедуры производится в установленном порядке с предоставлением декларации на товары.

Таким образом, решение должностного лица Махачкалинского таможенного поста о регистрации ПТД на транспортное средство, не относящееся к товарам для личного пользования, не соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и подлежит отмене.

3. Осуществление корректировки таможенной стоимости на основании признаков возможной недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, и принятие решений при отсутствии достаточного обоснования, являются неправомерными и подлежат отмене.

24 октября 2013 г. в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара, Обществом с ограниченной ответственностью «И.» (далее – Общество, декларант) на Минераловодский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Минераловодской таможни (далее - ЦЭД) подана декларация на товары, в которой заявлены сведения о товаре (десять наименований товара хозяйственного назначения).

Поставка товара осуществлялась на основании внешнеторгового контракта от 6 августа 2013, заключенного между Обществом (Россия) и фирмой (Виргинские острова) на условиях поставки CPT Новороссийск (Инкотермс 2010).

Таможенная стоимость товара определена декларантом в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее – Соглашение об определении таможенной стоимости товаров) по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

25 октября 2013 г. по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров ЦЭД принято решение о проведении дополнительной проверки, в котором изложены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.

В связи с выявлением таможенным органом признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, изложенных в решении о дополнительной проверке, декларанту указано на необходимость представления следующие дополнительных документов и сведений.

Письмом Общества от 23 декабря 2013 г. в ЦЭД представлены копии части документов и содержалось также объяснение причин невозможности представления иных запрашиваемых документов.

По результатам дополнительной проверки 22 января 2014 ЦЭД принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров. В качестве обоснования принятого решения о корректировке таможенной стоимости товаров таможенным органом приведены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, и отраженные в решении о проведении дополнительной проверки. Кроме того указано, что исходя из представленного коммерческого предложения от 13 июня 2013 стоимость за товары выставлена в долларах США и указана за штуку, при изучении представленного инвойса от 16 августа 2013 присутствуют позиции цена, за которые установлена за кг., рулоны, упаковки. Таким образом, представленное коммерческое предложение не устраняет сомнений в достоверности заявленной сведений о таможенной стоимости.

В связи с тем, что декларантом не представлены все дополнительно запрошенные по решению таможенного органа о проведении дополнительной проверки документы, а представленные к таможенному оформлению сведения о таможенной стоимости не являлись достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, а также на основании ценового анализа, ЦЭД принято решение о корректировке таможенной стоимости.

В решении о корректировке таможенной стоимости товаров приведено обоснование невозможности применения статей 4, 6-9 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров.

В связи с неосуществлением декларантом корректировки таможенной стоимости товаров в установленный пунктом 23 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее – Порядок контроля таможенной стоимости товаров), 4 февраля 2014 ЦЭД самостоятельно осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров. Решение ЦЭД от 4 февраля 2014 о принятии таможенной стоимости формализовано в графе «Для отметок таможенного органа» формы ДТС-2 в виде записи «ТС принята. 04.02.2014».

Таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения об определении таможенной стоимости товаров.

27 января 2015 в СКТУ поступила жалоба директора Общества на решение ЦЭД от 22 января 2014 о корректировке таможенной стоимости товаров. На основании пунктов 1 и 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ СКТУ отказано в рассмотрении жалобы по существу, в связи с пропуском установленного частью 1 статьи 40 Федерального закона о таможенном регулировании срока обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, а также в связи с несоблюдением установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона о таможенном регулировании требований по подтверждению полномочий руководителя организации. Жалоба, в рассмотрении которой по существу было отказано, явилась поводом к проверке обжалуемого решения в порядке ведомственного контроля.

В результате анализа документов установлено следующее.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 статьи 69 ТК ТС, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).

В соответствии с пунктами 13, 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке и форме запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки и который приведен в Приложении № 3 к указанному порядку. Форма решения о проведении дополнительной проверки предусматривает необходимость указания перечня сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения, уточнения, который определяется с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

В соответствии с пунктами 17, 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272, дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. При этом запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что решение о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров затрагивает права декларанта, а также возлагает на него дополнительные обязанности, в связи с чем такое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Обоснование принятого решения приводится непосредственно в решении о проведении дополнительной проверки, которое составляется в соответствии с требованиями Порядка контроля таможенной стоимости товаров. В решении отражаются конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости также затрагивает права и законные интересы лица, в связи с чем, запрос документов, отраженный в решении о дополнительной проверке, также должен быть мотивированным и обоснованным и содержать перечень сведений по таможенной стоимости товаров, требующих подтверждения.

Важность обоснованного запроса заключается в том, что в случае, если решение о корректировке принимается по причине непредставления декларантом дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, таможенному органу необходимо указывать те обстоятельства, которые были выявлены должностным лицом в ходе контроля таможенной стоимости и явились поводом для проведения дополнительной проверки.

Установленный порядок контроля таможенной стоимости товаров является гарантией соблюдения прав декларанта, и его нарушение влечет для него невозможность подтвердить достоверность заявленных сведений.

Согласно статье 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.

В рассматриваемом случае по результатам проведенного на этапе совершения таможенных операций контроля таможенной стоимости товаров ЦЭД выявлено, что стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса или вида является более высокой по отношению к стоимости товаров, ввозимых Обществом, что является признаком возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров и основанием для проведения дополнительной проверки.

Вместе с тем, содержащийся в решении о проведении дополнительной проверки вывод, о том, что представленные на этапе совершения таможенных операций документы не отвечают требованиям документального подтверждения заявленных сведений для целей определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не подтвердился представленными таможенным органом материалами.

Так, в решении о проведении дополнительной проверки указано «согласно пункта 1.2 контракта количество, ассортимент, цена товара и т.д. согласовывается сторонами при каждой поставке. Цена товара не дифференцирована в зависимости от марки, вида и технических характеристик товара, что исключает возможность проследить изменение цен на товар. Поставка товара осуществляется на основании заказа Покупателя в соответствии с пунктом 2.2 контракта».

В то же время согласно пункта 1.2 контракта от 6 августа 2013 «ассортимент, количество, происхождение, срок поставки и цена партии поставленного товара указываются в инвойсах и/или дополнительных соглашениях к настоящему контракту и согласовываются сторонами при поставке каждой партии товара».

В данном случае в контракте не определены такие существенные условия договора, как количество, происхождение, срок поставки и цена партии поставленного товара, контракт имеет «рамочный» характер, то есть, предмет контракта, ассортимент товаров определяется отдельно на каждую поставку. Исходя из вышеперечисленных условий, стороны определили лишь базовые условия купли-продажи, отнеся содержание конкретных условий каждой поставки в инвойсе и/или дополнительных соглашениях.

В представленном таможенному органу инвойсе от 16 августа 2013 содержатся необходимые для идентификации товара характеристики, включая: код товара по ТН ВЭД, описание товара, количество товара, вес, цену, общую стоимость. Цена на товар определяется согласно инвойсу в долларах США за штуку, кг. При этом согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ по товару №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 - товарный знак, марка, артикул отсутствуют, по товару № № 1, 8, 10 отсутствуют товарный знак и артикул.

Таким образом, довод ЦЭД о том, что «цена товара не дифференцирована в зависимости от марки, вида и технических характеристик товара, что исключает возможность проследить изменение цен на товар» является несостоятельным.

Кроме того, в качестве обоснования решения о проведении дополнительной проверки указано «в соответствии с п. 3.4 контракта поставщик должен направить сертификат происхождения (форма А)». Данное утверждение не является признаком занижения таможенной стоимости, так как не указано, как именно отсутствие в комплекте документов сертификата происхождения указывает на занижение таможенной стоимости. В связи с чем запрос в рамках проведения дополнительной проверки сертификата происхождения не обоснован.

Также в решении о проведении дополнительной проверки указано, что печать в инвойсе не соответствует печати в контракте. Анализ представленных таможенным органом документов показал, что в ходе документального контроля должностным лицом ЦЭД не осуществлялся запрос контракта на бумажном носителе. Кроме того данный документ отсутствует в предоставленном комплекте документов, следовательно, вывод ЦЭД о несоответствии печатей является необоснованным.

Помимо изложенного в решении о проведении дополнительной проверки указано, что в п. 5.3 контракта не оговорен пункт, до которого включены транспортные расходы в цену товара, местонахождение фирм-отправителей не определено в контракте. При этом в п. 2.1 контракта указаны условия поставки товара «СРТ» и указан пункт поставки товара «Новороссийск», что, исходя из условий поставки, предполагает оплату транспортных расходов до указанного пункта.

Кроме этого, согласно п. 5.3 контракта, «цена за единицу товара указывается в инвойсе на поставку каждой отдельной партии товара и/или дополнительном соглашении и включает в себя маркировку и упаковку, расходы по доставке и погрузке товара на судно, транспортные расходы». Таким образом, транспортные расходы включены до Новороссийска, что подтверждается судовым коносаментом от 18 августа 2013 и инвойсом от 16 августа 2013, которые также содержат адрес фирмы-отправителя. Согласно п. 1.3 контракта стороны договорились, что отправителем товара по контракту могут выступать компании, указанные в приложении 1 к контракту. Наименование фирмы-отправителя указано в приложении № 1, согласно условиям контракта.

Кроме того, в качестве обоснования решения о проведении дополнительной проверки указано, что «в комплекте документов также отсутствуют иные документы, подтверждающие заявленные сведения по таможенной стоимости, а именно экспортная декларация страны вывоза, прайс-лист производителя, пояснение по физическим характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимого товара, подтверждение оплаты транспортных расходов и т.д.». В то же время предоставление экспортной декларации страны вывоза и прайс-листа производителя товаров условиями контракта не предусмотрено. Предоставление пояснений по физическим характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимого товара, подтверждение оплаты транспортных расходов и т.д., как документов, обязательно предоставляемых при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, действующим законодательством также не предусмотрено. Кроме того, должностным лицом ЦЭД не указано, как именно отсутствие в комплекте документов экспортной декларации страны вывоза, прайс-листа производителя, пояснения по физическим характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимого товара, а также подтверждения оплаты транспортных расходов, при заявленных условиях поставки, указывает на занижение таможенной стоимости. В связи с чем запрос указанных документов в рамках дополнительной проверки не обоснован.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 ТК ТС декларантом была представлена часть запрошенных документов (товарные накладные; банковские документы по оплате товара; коммерческое предложение и его перевод; заявка на товар), и письменные объяснения причин невозможности предоставления иных запрошенных документов, при этом факт недостоверности представленной информации таможенным органом установлен не был.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 № 96 выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.

Согласно абзацу 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 № 96, непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.

В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.

Вместе с тем, в ходе дополнительной проверки таможенным органом не проводились мероприятия, установленные пунктом 18 Порядка контроля таможенной стоимости, по самостоятельному осуществлению сбора и анализа дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.

В статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров приведены условия, при наличии которых применяется метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, являющийся основным.

В рассматриваемой ситуации указанные условия соблюдались, ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, а также факты недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, ЦЭД не установлены, доводы о несоблюдении декларантом принципа документального подтверждения заявляемой таможенной стоимости являются несостоятельными.

Доводы, приведенные в решении о проведении дополнительной проверки, положены ЦЭД в основу решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 22 января 2014. Кроме того, в качестве обоснования решения о корректировке таможенной стоимости товаров указано о не соответствии информации, содержащейся в коммерческом предложении, согласно которому, стоимость товара выставлена в долларах США и указана за штуку, информации, указанной в инвойсе за кг, рулоны, упаковки. Вместе с тем, довод ЦЭД приведен без должного обоснования, поскольку, согласно п. 3.4 контракта, коммерческое предложение не является документом, сопровождающим контракт, информация о сделке (цена, количество, наименование), указывается в инвойсе. Кроме этого, у декларанта в ходе дополнительной проверки не запрашивались пояснения, относительно расхождений по количеству (кг/шт.) товара, указанному в инвойсе и коммерческом предложении.

Иных новых доводов или фактов в обоснование принятого решения о корректировке таможенной стоимости товаров ЦЭД не приведено. Кроме того, каких-либо действий по выявлению новых обстоятельств в подтверждении вывода о недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров ЦЭД не проводилось.

При этом в указанном решении отсутствует информация о том, какие документы и сведения являются недостоверными, недействительными либо не подтверждающими заявленные сведения о таможенной стоимости.

Таким образом, факты недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров ЦЭД установлены не были, равно как и предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Корректировка таможенной стоимости осуществлена на основании признаков возможной недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, выявленных в ходе анализа документов и сведений, представленных декларантом при совершении таможенных операций.

Таким образом, ЦЭД допущены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

4. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров, принятое на основании источника ценовой информации, не соответствующего описанию и характеристикам декларируемого товара, ввиду изменения классификационного кода, является неправомерным.

Общество с ограниченной ответственностью «Ш.» (далее – ООО «Ш.», декларант) на условиях поставки CPT Махачкала в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 15 января 2013 № 1, заключенного между иранской фирмой, на Махачкалинском таможенном посту Дагестанской таможни (далее – Махачкалинский таможенный пост) были задекларированы следующие товары: товар № 1 – краска-грунт желто-прозрачного цвета расфасована не в аэрозольную упаковку, страна происхождения, отправления Турция; товар № 2 – клей 2-х компонентный на основе полиуретана, не содержит растворители, кремового, зеленого, жёлтого и красно-коричневого цвета, расфасованный в пластиковые емкости по 23 кг, без содержания этилового спирта, модель страна происхождения, отправления Турция.

Таможенная стоимость товара по ДТ определена декларантом в рамках ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров. По результатам таможенного контроля до выпуска товара по ДТ отделом контроля таможенной стоимости Дагестанской таможни (далее – Дагестанская таможня) было принято решение о проведении дополнительной проверки ввиду обнаружения признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

В обосновании принятого решения Дагестанской таможней указано, что в представленных документах отсутствует перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию. Согласно п. 1 контракта наименование, количество и стоимость согласовывается сторонами в спецификациях. Однако спецификации в таможенный орган не были представлены. Согласно пункта 4.2 контракта продавец обязуется предоставить Покупателю следующие такие документы как упаковочный лист и прайс-лист, однако данные документы не были представлены таможенному органу. Также в результате сравнения с имеющейся в таможенных органах ценовой информацией проведен анализ заявленной таможенной стоимости по декларированной ДТ, в соответствии, с которым выявлено, что идентичные, однородные товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью.

В связи с выявленными признаками, указывающими на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностными лицами Дагестанской таможни запрошены дополнительные документы, которые в указанный срок дополнительные документы декларантом предоставлены не были и не были представлены пояснения о невозможности представления запрошенных документов.

В виду непредставления декларантом запрошенных дополнительных документов, Дагестанской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости

С учетом того, что декларантом не произведена корректировка таможенной стоимости товаров, Махачкалинским таможенным постом самостоятельно заполнены КТС и ДТС-2, которые, в соответствии с установленным порядком, направлены в адрес декларанта.

При последующем контроле принятых Дагестанской таможней решений, анализ принятого решения о корректировке таможенной стоимости показал следующее.

В решении о корректировке таможенной стоимости от 24 июня 2014 в графе «Источник информации» указаны ДТ иных таможенных органов, информация из которых взята за основу для корректировки таможенной стоимости товаров заявленных в ДТ, поданной обществом «Ш.»: для товара № 1 – покрывающая краска (гелеобразное покрытие) для строительных и ремонтных работ, код ТН ВЭД ТС ЕАЭС – 3208109000; для товара № 2 – клей готовый для мебельной промышленности, код ТН ВЭД ТС ЕАЭС – 3506910000.

Исходя из заключения таможенного эксперта в отношении декларируемых товаров были приняты классификационные решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, в соответствии с которыми заявленные в ДТ сведения о кодах и наименованиях товаров скорректированы.

В связи с принятием решений по классификации товаров и внесением указанных изменений, основы для корректировки таможенной стоимости товаров № 1 и № 2 ДТ подобраны с нарушением требований пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров и не отвечают требованиям пункта 1 статьи 3 данного Соглашения, то есть, не являются идентичными (однородными), принятое Дагестанской таможней решение о корректировке таможенной стоимости является не правомерным, с учетом этого все последующие решения не имеют правового значения, являются неправомерными и подлежат отмене.

Начальник правового отдела Л.Ю. Репникова