Сегодня 26 мая 2017 года
Для слабовидящих

Северо-Кавказское таможенное управление информирует о порядке обжалования в сфере таможенного дела и ведомственного обжалования

PDFПечатьE-mail

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Для этого следует обратиться к руководителям таможни либо вышестоящий таможенный орган. Не секрет, что в обществе к институту ведомственного обжалования доверия мало. Мнение, что в государственных структурах берегут «честь мундира», является, к сожалению, весьма устойчивым. Поэтому одной из целей, стоящих перед таможенными органами, является повышение авторитета института ведомственного обжалования.

Каковы же основные преимущества ведомственного обжалования. Во-первых, отсутствие судебных, командировочных, представительских и прочих расходов, госпошлины. Во-вторых, обращаясь в вышестоящие таможенные органы, а не в суды, граждане и участники внешнеэкономической деятельности выигрывают по срокам рассмотрения жалобы ввиду их жесткой регламентации. В-третьих, на каждое обращение лица, согласно действующему законодательству Российской Федерации, государственным органом подготавливается ответ.

Таможенным кодексом Таможенного союза, вступившим в силу 01.07.2010, предусмотрено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-участника Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В целях реализации этого права в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ), вступившем в силу с 29.12.2010, посвящена глава 3, раскрывающая порядок обжалования неправомерных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. Данный порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностное лицо подается в вышестоящий таможенный орган, и может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев: 1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности; 2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Таможенного союза, актом таможенного законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.

Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.

Нововведением в законодательстве явилось то, что при подаче жалобы полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, должны быть подтверждены документально. Статьей 39 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ определено, что полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности. На основании статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ в рассмотрении жалобы по существу может быть отказано в случае, если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном статьей 39 настоящего закона.

Срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить указанный срок рассмотрения жалобы, он может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой. В случае несогласия с вынесенным решением заявитель может его обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо в арбитражный суд, суд общей юрисдикции.

С января 2011 в полном объеме начало функционировать Северо-Кавказское таможенное управление. В своей работе подчиненные таможенные органы (Дагестанская, Минераловодская и Северо-Осетинская таможни) нацелены на выполнение одной из приоритетных задач – соблюдение таможенного законодательства при принятии решений в сфере таможенного дела.

Выявление неправомерных решений возможно также путем реализации механизма ведомственного контроля, который дает право вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу таможенного органа в любое время отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации.

Деятельность таможенных органов в области ведомственного контроля должна способствовать снижению числа незаконных решений, сокращению числа однотипных нарушений таможенного законодательства, повышению качества таможенных операций и таможенного контроля, принятию действенных мер, направленных на повышение персональной ответственности должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения, а также работы таможенных органов в целом.

Правовой отдел

Северо-Кавказского таможенного управления