Сегодня 25 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Обзор практики проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле за 3 квартал 2018 года

PDFПечатьE-mail

Обзор практики проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле за 3 квартал 2018 года

1. В 3 квартале 2018 года таможенными органами Северо-Кавказского таможенного управления (далее - СКТУ) было проверено на соответствие требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 83 решения, действий (бездействия) таможенных органов региона, из них 55% (46) были признаны законными, в связи с чем основания для их отмены отсутствовали.

В отчетном периоде в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – статья 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ), статьи 263 Федерального закона от 3 августа 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – статья 263 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ) таможенными органами региона вынесено 28 решений, которыми 36 решений признаны не соответствующими требованиям права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, в 1,4 раза больше чем в аналогичном периоде 2017 г. (вынесено 23 решения, которыми признаны неправомерными 25 решений, действий (бездействия).

Анализ причин и условий отмены решений в области таможенного дела в 3 квартале 2018 г. показывает, что большинство решений отменено в связи с нарушениями законодательства - 25 решений, что составило (69%), в связи с «новыми обстоятельствами», которые не были известны на момент принятия таможенными органами решений в области таможенного дела - 11 решений (31%).

В аналогичном периоде 2017 г. в связи с нарушением законодательства отменены (признаны неправомерными) 15 решений, действий (бездействия) (60%), в связи с «новыми обстоятельствами» - 10 решений (40%).

Таблица № 1

Наименование таможенного органа

Принято решений в порядке ведомст-венного контроля

Количество решений, действий (бездействия) отмененных/

измененных (признанных неправомерными)

в решениях

по результатам ведомственного контроля

Количество подготовленных заключений по результатам ведомственного контроля

Количество решений, действий (бездействия) признанных неправомер-ными в заключениях при наличии обстоятельств

Количество решений, действий (бездействия) признанных законными и обоснован-ными

Аппарат СКТУ

2

3 (8%)

16

1

37

Дагестанская таможня

1

4 (11%)

4

0

9

Минераловодская таможня

22

23 (64%)

0

0

0

Северо-Осетинская таможня

3

6 (17%)

0

0

0

Итого:

28

36

20

1

46

2. Таможенными органами региона были признаны незаконными следующие решения, являющиеся объектами ведомственного контроля:

Таблица № 2

Категории объектов ведомственного контроля

Количество решений по результатам ведомственного контроля/количество отмененных решений, действий (бездействия) в области таможенного дела

Причины принятия неправомерных решений, совершения неправомерных действий (бездействия)

1

О подтверждении заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС

15/15

-результаты таможенной экспертизы;

-неверное применение Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.

2

Об отказе в предоставлении тарифных преференций

8/9

- Проведение ненадлежащим образом проверки сертификатов СТ-1 на предмет их соответствия Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утвержденных Соглашением от 20 сентября 2009;

-принятие решения о классификации товара, изменившего код по ТН ВЭД ЕАЭС, соответственно повлиявшего на условия применения к товару режима свободной торговли.

-недостаточная степень внимательности должностных лиц поста при принятии решений, поверхностная проверка документов и сведений..

3

О регистрации таможенной декларации

4/4

Установление факта по итогам проверочных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности подачи декларации на товары, не уполномоченным лицом

4

О выпуске товаров

0/4

Установление факта по итогам проверочных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности подачи декларации на товары, не уполномоченным лицом

5

О корректировке и принятии таможенной стоимости товаров

1/4

-получение из Государственной службы Туркменистана документов и сведений, подтверждающих заявленную декларантом таможенную стоимость;

-полученная информация от производителя и поставщика товаров подтвердила сведения о транспортных расходах.

Таким образом, выявленная в рамках проверочных мероприятий информация (с учетом вновь открывшихся обстоятельств), отсутствующая в процессе декларирования товаров, подтверждает правомерность заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

итого

28/36

3. По результатам проведенного ведомственного контроля таможенными органами ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих принятию таможенными постами незаконных решений в области таможенного дела. В каждом случае принятия незаконного решения рассматривается вопрос целесообразности проведения служебной проверки.

По сведениям, представленным Дагестанской таможней, в отчетном периоде по фактам принятия решения в порядке ведомственного контроля служебная проверка не назначалась т.к. незаконные решения отменены в связи с возникновением новых обстоятельств, неизвестных на момент принятия таможенным постом решений в области таможенного дела.

По сведениям Минераловодской таможни, по 18 фактам допущенных нарушений таможенного законодательства, связанным с осуществлением таможенного контроля заявленной декларантом при классификации товаров и предоставлении тарифных преференций начальником таможни принято решение о нецелесообразности проведения служебных проверок в отношении 10 должностных лиц в связи истечением с момента совершения дисциплинарного проступка более 6 месяцев. К 6 должностным лицам применены меры материального воздействия, в отношении 4 должностных лиц меры не принимались в связи с их увольнением.

В Северо-Осетинской таможне по 2 фактам допущенных нарушений была назначена служебная проверка в отношении 2 должностных лиц Владикавказского таможенного поста, к которым применены дисциплинарные взыскания в виде замечания. По 1 факту служебная проверка не проводилась, к 1 должностному лицу применены меры материального воздействия.

По 2 решениям, принятым Аппаратом СКТУ, служебные проверки в Минераловодской таможне не проводились в связи с увольнением должностного лица, принявшего незаконные решения.

В целях недопущения аналогичных нарушений и в качестве мер предупредительного характера все принятые по результатам ведомственного контроля решения в обязательном порядке были доведены до сведения должностных лиц таможенных постов, принявших незаконные решения, проводятся занятия по изучению таможенного законодательства.

4. В организации проведения ведомственного контроля, реализации решений и мер, принятых по результатам ведомственного контроля в рассматриваемый период по итогам плановой функциональной проверки Минераловодской таможни выявлены следующие замечания по решениям (заключениям), подготовленным Минераловодской таможней.

-предоставление структурным подразделением позиции (заключения) и документов по оспариваемому решению в нарушение пункта 39 или 40 Порядка о проведении ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом ФТС России от 1 июля 2016 г. № 1310 (далее Порядок от 1 июля 2016 г. № 1310), за пределами установленного в запросе срока;

-нарушение сроков проведения ведомственного контроля и подготовки проектов решений, установленные пунктом 14 Порядка от 1 июля 2016 г. № 1310;

- нарушение пункта 31 Порядка от 1 июля 2016г. № 1310 в части устранения замечаний правового отдела, изложенного в особом мнении.

5. В качестве правоприменительной практики приводятся анализ следующих решений (заключений), пересмотренных в порядке ведомственного контроля.

Решения, действия (бездействие), пересмотренные в порядке ведомственного контроля отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений

Решением СКТУ от 9 августа 2018 г. отменено решение Минераловодской таможни от 12 июля 2016 г. о предоставлении тарифных преференций в отношении товара «Веники хозяйственные из веток сорго», ввезенные из Республики Молдова, по декларации на товары (далее - ДТ), поданной ИП А.

При декларировании товара тарифные преференции на товар декларантом не заявлялись. Товар выпущен с уплатой таможенных платежей в полном объеме.

В отношении декларируемых товаров в целях применения мер тарифного и нетарифного регулирования применяются Правила определения страны происхождения товаров (далее – Правила), являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее – Соглашение).

ИП А. после выпуска товаров предоставил оригинал сертификата о происхождении товаров (форма СТ-1) от 01 июля 2016 г. (далее - сертификат формы «СТ-1») и обратился в Минераловодскую таможню о восстановлении режима свободной торговли, не предоставленный при ввозе товаров.

По результатам рассмотрения обращения ИП А. и прилагаемого к нему сертификата о происхождении товаров Минераловодской таможней принято решение от 12 июля 2016 г. о предоставлении тарифных преференций в отношении товара .

В ходе осуществления проверки Северо-Кавказским таможенным управлением в порядке ведомственного контроля правомерности предоставления тарифных преференций установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В результате проверки обоснованности предоставления тарифных преференций после выпуска товаров функциональным подразделением таможни установлено, что в графе 13 Сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» имеются признаки наличия факсимиле подписи, что явилось основанием для назначения первичной таможенной экспертизы.

Согласно выводам таможенного эксперта в графе 13 Сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» подпись лица выполнена с использованием факсимиле подписи лица.

В соответствии с пунктом 7.3 Правил в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и/или дополнений, не заверенных в установленном порядке.

Пунктом 9.1. раздела 9 Правил предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров в случае, если в предоставленном документе имеются подчистки, помарки или не заверенные в соответствии с настоящими Правилами исправления или отсутствуют необходимые подписи и/или печати.

Таким образом, сертификат о происхождении товаров формы «СТ-1» от 01 июля 2016 г., предоставленный после выпуска товаров по ДТ, не может быть принят в качестве документа, на основании которого была предоставлена тарифная преференция.

Между тем, Минераловодской таможней было принято решение о предоставлении тарифных преференций на основании предоставленного декларантом сертификата о происхождении товаров (форма - СТ-1) без проведения соответствующей проверки, что явилось нарушением статьи 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Таким образом, Минераловодской таможней допущены нарушения требований права Евразийского экономического союза и законодательства о таможенном деле.

Решения, пересмотренные отделом таможенных процедур и таможенного контроля.

Решением Минераловодской таможни от 6 августа 2018 г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) Минераловодской таможни от 7 мая 2018г. о регистрации декларации на товары и выпуске в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров.

ООО «К.» 7 мая 2018 г. подана на Минераловодский таможенный пост (ЦЭД) Минераловодской таможни ДТ, в которой были заявлены сведения о товаре -кукуруза продовольственная с целью их помещения под таможенную процедуру экспорта и вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в Грузию.

После регистрации ДТ и проведения таможенного контроля товар Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Пунктом 2 указанной статьи ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом.

Пунктом 4 статьи 82 ТК ЕАЭС установлено, что декларанты совершают таможенные операции через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами.

Согласно подпункту 12 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее – Инструкция) в графе 14 ДТ декларантом указываются сведения о декларанте: краткое наименование организации и место ее нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), квартиры (комнаты, офиса)), а также адрес электронной почты при его наличии. Также в данной графе указываются: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и для юридического лица через знак разделителя «/» код причины постановки на учет (КПП); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

В соответствии с подпунктом 49 пункта 15 Инструкции в графе 54 ДТ декларантом указывается сведения о лице, составившем ДТ, включающие информацию: фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа), занимаемая должность в штате декларанта и номер контактного телефона.

В результате анализа сведений, содержащихся в ДТ, установлено, что в графе 14 ДТ заявлены сведения о декларанте - юридическом лице, его адрес регистрации.

В графе 54 ДТ указаны сведения о физическом лице, заполнившим ДТ, с отражением полных паспортных данных, которое является генеральным директором ООО «К.».

Вместе с тем, согласно сведениям, полученным из Северо-Кавказской оперативной таможни, следует, что в рамках проведенных проверочных мероприятий установлено местонахождение физического лица, сведения
о котором указаны в графе 54 ДТ.
Из представленных данным физическим лицом объяснений следует, что он не является работником, состоящим в трудовых отношениях с ООО «К.», в связи с чем у данного лица отсутствует право осуществлять таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, перемещаемых ООО «К.» через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 2 пункте 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в случае подачи таможенной декларации неуполномоченным лицом и (или) ее не подписание либо не удостоверение надлежащим образом.

Пунктом 7 статьи 111 ТК ЕАЭС закреплено положение, что в случае, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

При вышеуказанных обстоятельствах у Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) Минераловодской таможни отсутствовали основания для принятия 7 мая 2018 г. решения о регистрации ДТ по причине, определенной подпунктом 2 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС (в связи с подачей таможенных деклараций неуполномоченным лицом), а, следовательно, отсутствовали и основания для принятия 7 мая 2018 г. решения о выпуске товара в соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ.

Решения, пересмотренные отделом таможенных платежей.

Решением Северо-Осетинской таможни от 13 июля 2018 г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Владикавказского таможенного поста Северо-осетинской таможни о регистрации ДТ и выпуске итоговой ДТ.

При декларировании товаров декларантом ООО «Д.» были заявлены отдельные компоненты оборудования и осуществлен условный выпуск товара без начисления таможенных платежей.

В последующем была подана итоговая ДТ на ввезенный товар - компоненты оборудования по производству сухой послеспиртовой барды. Причитающиеся таможенные платежи были начислены и уплачены декларантом при выпуске итоговой ДТ.

С момента вступления в силу ТК ЕАЭС особенности таможенного декларируемого товара, перемещаемого через таможенную границу в разобранном, в том числе в некомплектном или незавершенном виде установлены статьей 117 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 7 статьи 117 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании компонентов товаров применяются меры таможенно-тарифного регулирования, ставки вывозных таможенных пошлин, ставки налогов, льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или незавершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара.

Согласно пункта 8 статьи 117 ТК ЕАЭС декларация на товары в отношении последнего компонента товара в комплектном или завершенном виде должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара.

Из вышеуказанных норм следует, что товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, может декларироваться путем подачи нескольких ДТ с уплатой таможенных пошлин. При ввозе компонентов товара не предусмотрен условный выпуск товара и подача итоговой декларации. Однако, Северо-Осетинской таможней был осуществлен условный выпуск товаров по поданным декларациям на товары, без уплаты таможенных платежей и в последующем зарегистрирована итоговая декларация на товары.

Таким образом, решение Владикавказского таможенного поста Северо-Осетинской таможни о регистрации итоговой ДТ и выпуске товара по итоговой ДТ признаны неправомерными.

Решения, пересмотренные отделом контроля таможенной стоимости.

Решением Дагестанской таможни от 17 сентября 2018 г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Махачкалинского таможенного поста Дагестанской таможни о корректировке и о принятии таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены ИП К. по ДТ.

Поводом к пересмотру в порядке ведомственного контроля указанных решений послужило проведение ОКТС дагестанской таможни таможенного контроля после выпуска товара.

ИП К. во исполнение условий контрактов с ХО «Х.» (Туркменистан) были ввезены на территорию Евразийского экономического союза и задекларированы по ДТ товар №1 «конфеты с начинкой с содержанием какао» и товар № 2 «кондитерские изделия без содержания какао-порошка».

При подаче ДТ декларантом была определена таможенная стоимость в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее Соглашение) по первому методу.

ИП К. при декларировании товаров Махачкалинскому таможенному посту Дагестанской таможни в целях подтверждения таможенной стоимости представлены по ДТ внешнеторговые контракты, ДТС, инвойсы, транспортные накладные, выписки по лицевому счету, прайс-листы, договора по перевозке, счет-фактуры на оплату услуг по перевозке, экспортные декларации страны вывоза.

В ходе осуществления контроля таможенной стоимости в связи с отсутствием достаточного документального обоснования и наличием признаков занижения таможенной стоимости Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни были приняты решения о проведении дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости. Для обоснования заявленной таможенной стоимости у декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения. Дополнительно затребованные документы и сведения в сроки, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки, представлены не были.

В соответствии со статьей 67 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего по 31 декабря 2018 г, Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара на основании статьи 10 Соглашения, где приведено обоснование вынесенных решений, а также причины невозможности определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьями 4, 6, 7, 8, 9 Соглашения.

В процессе проверки правомерности принятых таможенным постом решений по таможенной стоимости выявлено следующее.

Согласно статьи 99 ТК ТС таможенный органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течении 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

ИП К. после выпуска товаров выражено несогласие с принятыми таможенным постом решениями о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ, что послужило основанием для проведения таможней дополнительных проверочных мероприятий. В рамках проводимых мероприятий таможней направлен запрос по линии международного сотрудничества в таможенные органы Туркменистана.

В ответ на запрос Дагестанской таможней получены документы (контракты, спецификации, инвойсы, экспортные ДТ страны отправления), направленные Государственной таможенной службы Туркменистана.

В результате сравнительного анализа документов и сведений, полученных от Государственной службы Туркменистана и товаросопроводительных документов, представленных декларантом при декларировании товаров, признаки неправомерности заявленной в процессе декларирования товаров таможенной стоимости не выявлены.

В целях получения дополнительной информации о транспортных расходах, Дагестанской таможней в адрес производителя и отправителя товаров ХО «Х.» направлен запрос. Информация, полученная от производителя, подтверждает заявленные сведения при декларировании товаров по ДТ.

Выявленная в рамках проверочных мероприятий информация (с учетом вновь открывшихся обстоятельств), отсутствующая в процессе декларирования товаров, подтверждает правомерность заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по ДТ.

Следовательно, в нарушение статьи 68 ТК ТС таможенным постом приняты решения по корректировке таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ, в которых заявлены достоверные сведения о таможенной стоимости.

6. Предложений по совершенствованию ведомственного контроля не имеется.