Сегодня 24 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Анализ состояния работы по ведомственному контролю в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления в 1 полугодии 2018 года и обзор решений, принятых таможенными органами региона во 2 квартале 2018 года

PDFПечатьE-mail

Анализ состояния работы по ведомственному контролю в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления в 1 полугодии 2018 года и обзор решений, принятых таможенными органами региона во 2 квартале 2018 года

I. В течение 1 полугодия 2018 года таможенными органами региона было проверено на соответствие требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 391 решений, действий (бездействия) таможенных органов региона, из них 30% (113) были признаны законными, в связи с чем основания для их отмены отсутствовали.

В порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – статья 24 Федерального закона от 27 ноября 2010. № 311-ФЗ) таможенными органами региона вынесено 113 решений, которыми отменено 258 решений, не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и 20 действий (бездействия) признаны неправомерными.

По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и должностных лиц увеличилось в 5,4 раза.

Так в течение 1 полугодия 2017 года было вынесено 40 решений, которыми отменено 47 решений, не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и 4 действия (бездействия) признаны неправомерными.

Причиной увеличения отмены неправомерных решений явилось проведение Минераловодской таможней камеральной таможенной проверки в отношении ООО Научно-технический центр «Кармофос», по итогам которой в 1 квартале 2018 г. вынесено 62 решения об отмене решений Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о подтверждении классификационного кода товара – минерального удобрения, на основании результата таможенного эксперта и полученных от производителя документов, свидетельствующих о предназначении товара (подкормки животных). По результатам ведомственного контроля был изменен код товара по товарной номенклатуре Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД ЕАЭС), повлекший за собой отмену тарифных преференций, и принятием во 2 квартале 2018 года 27 решений. По итогам проведенных мероприятий было доначислено таможенных платежей в общей сумме 11 438 318 руб. и взыскано 10 726 890 руб.

Кроме того, на увеличение количества отмененных решений повлияло принятие Минераловодской таможней 58 решений о регистрации деклараций на товары и выпуске товара. Основанием отмены решений явилось установления факта подачи деклараций на товары неуполномоченным лицом.

Также Северо-Кавказским таможенным управлением принято 1 решение о признании неправомерными 20 решений о корректировке таможенной стоимости, 20 действий по выставлению требований об уплате таможенных платежей и 2 решений о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган, принявший решения

1 полугодие 2018

1 полугодие 2017

Количество вынесенных решений в порядке ст. 24 ФЗ от 27.11.2010

№ 311-ФЗ

Количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействие)

(% от общего количества отмененных решений, действий (бездействий)

Количество вынесенных решений в порядке ст. 24 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ

Количество отмененных неправомерных решений, действий (бездействие)

(% от общего количества отмененных решений, действий (бездействий)

Аппарат СКТУ

8

74(27%)

21

24 (47%)

Дагестанская таможня

6

8 (3%)

4

9 (18%)

Минераловодская таможня

113

177 (64%)

18

18 (35%)

Северо-Осетинская таможня

7

19 (7%)

0

0

Итого:

113

278

40

51

Аппаратом управления наибольшее количество решений было отменено в отношении Дагестанской таможни - 62, Северо-Осетинской таможни - 8 решений, Минераловодской таможни - 4.

Из общего количества отмененных решений в порядке ведомственного контроля в связи с нарушениями законодательства отменено 120 решений, действий (бездействия), что составило 44%, в связи с «новыми обстоятельствами» - 157 решений (56%). В течение 1 полугодия 2017 года в связи с нарушениями законодательства отменено 46 решений, действий (бездействия), что составило 90%, в связи с «новыми обстоятельствами» - 5 решения (10%).

По результатам ведомственного контроля в 1 полугодии 2018 г. наиболее часто отменялись решения, принятые при контроле таможенной стоимости товаров - 82 решения, что составило 29% от общего количества незаконных решений; решения, связанные с классификацией товаров-75 (27% от общего количества незаконных решений).

В аналогичном периоде 2017 г. данные показатели распределись следующим образом: решения по классификации товаров отменялись в 63% случаях от общего количества отмененных решений, при контроле таможенной стоимости – 29%.

Основными причинами отмены решений в порядке ведомственного контроля в связи с нарушением таможенного законодательства являются:

- при контроле таможенной стоимости товаров - отсутствие обоснования принятых решений о дополнительной проверке и корректировке таможенной стоимости, включающих в себя информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными; принятие решений только на основании признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости, выявленные с использованием системы управления рисков, применение неверного выбора основы для корректировки;

- при классификации товара - неверное толкование должностными лицами таможенных постов Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.

- при контроле предоставления тарифных преференций - проведение ненадлежащим образом проверки сертификатов СТ-1 на предмет их соответствия Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утвержденных Соглашением от 20 сентября 2009;

-принятие решения о классификации товара, изменившего код по ТН ВЭД ЕАЭС, соответственно повлиявшего на условия применения к товару режима свободной торговли; недостаточная степень внимательности должностных лиц поста при принятии решений, поверхностная проверка документов и сведений.

По результатам проведенного ведомственного контроля таможнями региона ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих принятию таможенными органами незаконных решений в области таможенного дела, в каждом случае рассматривается вопрос о целесообразности проведения служебной проверки. В 1 полугодии 2018 года проведено 7 служебных проверок. По итогам проведенных служебных проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 6 должностных лиц, допустивших нарушение таможенного законодательства, к 26 должностным лицам применены меры материального воздействия в связи с тем, что истекло 6 месяцев для привлечения к дисциплинарной ответственности, 3 должностных лица уволены со службы в таможенных органах.

В обязательном порядке все вынесенные решения в порядке ведомственного контроля доводятся до сведения лиц, принявших незаконные решения, также структурными подразделениями таможен проводятся занятия с должностными лицами таможенных постов по изучению таможенного законодательства.

II. Для использования в работе функциональных подразделений, осуществляющих ведомственный контроль, приводится анализ следующих решений, вынесенных в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ во 2 квартале 2018 года.

Решения, действия (бездействие), пересмотренные в порядке ведомственного контроля отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений

Решением Минераловодской таможни от 4 апреля 2018 отменено решение Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) Минераловодской таможни о предоставлении АО «Т.» тарифных преференций в отношении товара «хурма свежая».

При декларировании товара АО «Т.» был предоставлен оригинал сертификата происхождения товара (форма СТ-1), выданный Торгово-промышленной палатой Республики Азербайджан. Выпуск товара осуществлен с предоставлением товару преференций на уплату таможенной пошлины в связи с использованием и предоставлением товару режима свободной торговли в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила).

В результате проверки обоснованности предоставления тарифных преференций после выпуска товаров функциональным подразделением таможни установлено, что в графе 13 Сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» от 23 октября 2017 имеются признаки наличия факсимиле подписи, что явилось основанием для назначения первичной таможенной экспертизы.

Согласно выводам таможенного эксперта в графе 13 Сертификата о происхождении товара формы «СТ-1» подпись лица выполнена с использованием факсимиле подписи лица.

В соответствии с пунктом 7.3 Правил в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и/или дополнений, не заверенных в установленном порядке.

В графе 13 «Декларация заявителя» указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.

Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

Пунктом 9.1 раздела 9 Правил и пункта 21 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 2 августа 2012 № 1565 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г, регистрационный № 25268, далее - приказ ФТС России № 1565) предусмотрено, что таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли при выпуске товаров в случае, если в предоставленном документе имеются подчистки, помарки или не заверенные в соответствии с настоящими Правилами исправления или отсутствуют необходимые подписи и/или печати.

Таким образом, Сертификат о происхождении товара формы «СТ-1», представленный АО «Т.», не может быть принят в качестве документа для предоставления тарифных преференций.

Указанные обстоятельства послужили основанием к принятию Минераловодской таможней в порядке ведомственного контроля решений об отмене решений Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о предоставлении АО «Т.» тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ.

Решения, пересмотренные отделом таможенных процедур и таможенного контроля.

Решением Минераловодской таможни от 15 мая 2018 г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) от 3 мая 2018г. о регистрации декларации на товары и выпуске в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров.

ООО «К.» 19 марта 2018 г. подана на Минераловодский таможенный пост (ЦЭД) Минераловодской таможни ДТ, в которой были заявлены сведения о товаре -пшеница продовольственная мягких сортов с целью их помещения под таможенную процедуру экспорта и вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в Грузию.

После регистрации ДТ и проведения таможенного контроля товар Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Пунктом 2 указанной статьи ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом.

Пунктом 4 статьи 82 ТК ЕАЭС установлено, что декларанты совершают таможенные операции через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами.

Согласно подпункту 12 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее – Инструкция) в графе 14 ДТ декларантом указываются сведения о декларанте: краткое наименование организации и место ее нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), квартиры (комнаты, офиса)), а также адрес электронной почты при его наличии. Также в данной графе указываются: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и для юридического лица через знак разделителя «/» код причины постановки на учет (КПП); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

В соответствии с подпунктом 49 пункта 15 Инструкции в графе 54 ДТ декларантом указывается сведения о лице, составившем ДТ, включающие информацию: фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа), занимаемая должность в штате декларанта и номер контактного телефона.

В результате анализа сведений, содержащихся в ДТ, установлено, что в графе 14 ДТ заявлены следующие сведения о декларанте - юридическом лице, его адрес регистрации.

В графе 54 ДТ указаны сведения о физическом лице, заполнившим ДТ, с отражением полных паспортных данных, которое является генеральным директором ООО «К.».

Вместе с тем, согласно сведениям, полученным из Северо-Кавказской оперативной таможни, следует, что в рамках проведенных проверочных мероприятий установлено местонахождение физического лица, сведения
о котором указаны в графе 54 ДТ.
Из представленных данным физическим лицом объяснений следует, что в настоящее время проходит обучение на 2 курсе в Техническом колледже в г. Москве по специальности автослесарь. Трудовую деятельность данный гражданин не осуществлял, юридическое лицо - ООО «К.» ему не известно, генеральным директором ООО «К.» не является и действий по таможенному декларированию товара не совершал. О каких-либо поставках ему ничего не известно, договоры от имени ООО «К.» не подписывал.

Согласно информации Северо-Кавказской оперативной таможни, в результате выезда по адресу регистрации юридического лица установлено, что ООО «К.» по данному адресу отсутствует.

Таким образом, установлено, что физическое лицо, сведения о котором заявлены в графе 54 ДТ не является работником, состоящим в трудовых отношениях с ООО «К.», в связи с чем у данного лица отсутствует право осуществлять таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, перемещаемых ООО «К.» через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 2 пункте 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в случае подачи таможенной декларации неуполномоченным лицом и (или) ее не подписание либо не удостоверение надлежащим образом.

Пунктом 7 статьи 111 ТК ЕАЭС закреплено положение, что в случае, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

При вышеуказанных обстоятельствах у Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) отсутствовали основания для принятия 3 мая 2018 г. решения о регистрации ДТ по причине, определенной подпунктом 2 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС (в связи с подачей таможенных деклараций неуполномоченным лицом), а, следовательно, отсутствовали и основания для принятия 3 мая 2018 г. решения о выпуске товара в соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ.

Решения, пересмотренные отделом контроля таможенной стоимости.

Решением Дагестанской таможни от 13 апреля 2018г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Махачкалинского таможенного поста о корректировке и о принятии таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены ИП Т. по ДТ.

2 ноября 2017 г. ИП Т. на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни (далее - Махачкалинский таможенный пост) подана ДТ в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров «шоколадные конфеты с начинкой и карамелью».

Товары поставлялись в рамках исполнения внешнеторгового контракта, заключенного с азербайджанской фирмой. Таможенная стоимость определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение).

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок контроля), в связи с выявлением признаков недостоверности заявления декларантом сведений о таможенной стоимости товаров и их документальном подтверждении, 3 ноября 2017 г. Махачкалинским таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки, запрошены дополнительные документы.

В связи с отказом декларанта представить документы Махачкалинским таможенным постом на основании статьи 10 Соглашения принято решение от 9 ноября 2017 г. о корректировке таможенной стоимости с обоснованием вынесенного решения и причин невозможности определения таможенной стоимости товаров в рамках статьей 4, 6-9 Соглашения.
В качестве основы для корректировки таможенной стоимости товара использована таможенная стоимость на основе метода по стоимости сделки с идентичными товарами.

В результате последующего контроля после выпуска товаров Дагестанской таможней было принято решение о классификации части товара ТН ВЭД ЕАЭС с изменением кода товара и указанием в графе 7 решения о классификации товара, как «леденцовая карамель с различными вкусами, не содержащая какао».

Таким образом, решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 9 ноября 2017 г. было принято на основе ценовой информации, не являющимся идентичным товаром по отношению к декларируемому товару.

С учетом вновь открывшихся обстоятельств применение ДТ в качестве основы для корректировки таможенной стоимости товаров является необоснованным, что явилось нарушением статьи 10 Соглашения, выразившиеся в использовании в качестве основы для корректировки таможенной стоимости товара произвольной таможенной стоимости товара, не идентифицируемого с оцениваемым товаром по описанию, коммерческим, физическим характеристикам декларируемого товара.

Решения, пересмотренные в порядке ведомственного контроля, правовым отделом.

Северо-Кавказским таможенным управлением признаны правомерными действия Дагестанской таможни, выразившиеся в выставлении АО «Ф.Г.» требований об уплате таможенных платежей от 26 марта 2018 г. в отношении товаров, сведения о которых заявлены ООО «Б.» в ДТ.

В 2016 году ООО «Б» на Махачкалинском таможенном посту по ДТ задекларирован товар «белково-витаминно-минеральный концентрат«РОСТА-2». В графе 36 «Преференция» ДТ указан буквенный код «ЛП», предусматривающий предоставление льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 10%.

В графе 33 ДТ заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 990 0, куда входят прочие продукты, используемые для кормления животных.

В графе 31 ДТ указан код ОКП 92 9620.

На основании статей 331, 332 ТК ЕАЭС в феврале – марте 2018 г. Дагестанской таможней проведена камеральная таможенная проверка у ООО «Б.» по вопросу контроля достоверности заявленных при декларировании сведений, повлиявших на принятие решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

По результатам таможенного контроля было установлено, что Махачкалинским таможенным постом неправомерно применена ставка НДС в размере 10%. В связи с чем Дагестанской таможней 5 марта 2018 г. приняты решения об отказе применения ставки НДС в размере 10%.

Решением Дагестанской таможни от 6 марта 2018 г. о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, на основании подпункта «а» пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289, были внесены соответствующие изменения в ДТ.

На основании принятых решений по результатам проведенной камеральной таможенной проверки в соответствии со статьей 55 ТК ЕАЭС Дагестанской таможней были выставлены требования об уплате таможенных платежей и направлены в адрес ООО «Б».

В ходе проверки действий Дагестанской таможни в порядке ведомственного контроля установлено, что подача ДТ от имени ООО «Б.» производилась таможенным представителем - АО «Ф.Г.», в связи с чем последнее в рассматриваемом случае, несет солидарную с декларантом обязанность по уплате в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

В связи с этим Дагестанской таможней на основании части 6 статьи 60 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ АО «Ф.Г.» были выставлены требования об уплате таможенных платежей на общую сумму 600 217,12 руб. Проверка правильности произведенного расчета таможенных платежей, подлежащих уплате, а также пени за несвоевременную уплату таможенных платежей, нарушений не выявила.

Также была проведена проверка правильности применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении продовольственных товаров «белково-витаминно-минеральный концентрат «РОСТа-2» уставновлено следующее.

Пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определен перечень товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по налоговой ставке 10 процентов, куда входят, в том числе зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 908 утверждены Перечни кодов видов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень № 2).

В соответствии с примечанием 1 к Перечню № 2 при определении ставки НДС в отношении товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Для применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении ввозимого ООО «Б.» товара (белково-витаминно-минеральный концентрат), данное наименование товара должно быть указано в Перечне № 2, наряду с кодом товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Эти два условия являются обязательными при предоставлении льготы по уплате НДС.

Однако, в Перечне № 2 под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 указан товар «Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)», в графе 31 ДТ отсутствует такое наименование.

Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации продовольственных и других товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по определению кодов видов таких товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и ТН ВЭД ЕАЭС.

Для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников.

Однако наименование продукции (белково-витаминно-минеральный концентрат) с кодом ОКП 92 9620, указанным в графе 31 ДТ не входит в перечень товаров, определенных статьей 164 НК РФ, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10 процентов, независимо от того, что товарная субпозиция 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которой классифицируется белково-витаминно-минеральный концентрат (2309 90 990 0), входит в Перечень № 2.

Таким образом, в отношении ввезенного по ДТ товара применяется ставка НДС в размере 18 процентов.

Оценив в совокупности и их взаимосвязи вышеперечисленные факты, установлено, что действия Дагестанской таможни, выразившиеся в выставлении АО «Ф.Г.» требований об уплате таможенных платежей от 26 марта 2018 г. в отношении товаров, сведения о которых заявлены ООО «Б.» в ДТ, соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.