Сегодня 25 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Обзор практики проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в соответствии с правом ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле за 1 квартал 2018 года

PDFПечатьE-mail

Обзор практики проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела в соответствии с правом ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле за 1 квартал 2018 года

1. В течение 1 квартала 2018 года таможенными органами Северо-Кавказского таможенного управления (далее - СКТУ) было проверено на соответствие требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле 146 решений, действий (бездействия) таможенных органов региона, из них 26% (38) пересмотренных решений, действий (бездействия) были признаны законными, в связи с чем основания для их отмены отсутствовали.

В отчетном периоде в порядке статьи 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – статья 24 Федерального закона от 27 ноября г. 2010 № 311-ФЗ) таможенными органами региона вынесено 89 решений, которыми 108 решений признаны не соответствующими требованиям права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, в 2,9 раза больше чем в аналогичном периоде 2017 г.

Так в течение 1 квартала 2017 года было вынесено 28 решений, которыми признаны неправомерными 37 решений, действий (бездействия).

Причиной увеличения отмены неправомерных решений явилось проведение Минераловодской таможней камеральной таможенной проверки в отношении ООО Научно-технический центр «Кармофос», по итогам которой вынесено 62 решения об отмене решений Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о подтверждении классификационного кода товара – минерального удобрения, на основании результата таможенного эксперта и полученных от производителя документов, свидетельствующих о предназначении товара (подкормки животных). По результатам ведомственного контроля был изменен код товара по товарной номенклатуре Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), повлекший за собой отмену тарифных преференций и проведение мероприятий по доначислению таможенных платежей в общей сумме 11 438 318 руб.

Анализ причин и условий отмены решений в области таможенного дела в 1 квартале 2018 г. показывает, что большинство решений отменено в связи «новыми обстоятельствами», которые не были известны на момент принятия таможенными органами решений в области таможенного дела - 66 решений (61%), с нарушениями законодательства - 42 решения, что составило (39%).

В течение аналогичного периода 2017 года данное соотношение составило: в связи с нарушением законодательства отменены 34 решения и 1 действие (бездействия) (95%), в связи с «новыми обстоятельствами» - 2 решения (5%).

Таблица № 1

Наименование таможенного органа

Принято решений в порядке ведомственного контроля

Количество решений, действий (бездействия) отмененных/

измененных (признанных неправомерными) в решениях по результатам ведомствен- ного контроля

Количество подготовленных заключений по результатам ведомственного контроля

Количество решений, действий (бездействия) признанных неправомер-ными в заключениях при наличии обстоя-тельств

Количество решений, действий (бездействия) признанных законными и обоснован-ными

Аппарат СКТУ

4

12 (11%)

35

0

36

Дагестанская таможня

4

4 (4%)

1

0

1

Минераловодская таможня

76

82 (76%)

1

0

1

Северо-Осетинская таможня

5

10 (9%)

0

0

0

Итого:

89

108

37

0

38

2. Таможенными органами региона были признаны незаконными следующие решения, являющиеся объектами ведомственного контроля:

Таблица № 2

Категории объектов ведомственного контроля

Количество решений по результатам ведомственного контроля/количество отмененных решений, действий (бездействия) в области таможенного дела

Причины принятия неправомерных решений, совершения неправомерных действий (бездействия)

1

О подтверждении заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС

68/68

-результаты таможенной экспертизы;

-неверное применение Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.

2.

О корректировке и принятии таможенной стоимости товаров

16/35

-использование данных при осуществлении корректировки таможенной стоимости не соответствующих описанию и уровню таможенной стоимости оцениваемых товаров, тем самым скорректированная таможенная стоимость определена на основе произвольной или фиктивной стоимости с нарушением требований подпункта 7 пункта 4 статьи 10 Соглашения от 25 января 2008 г.
«Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение);

- отсутствие обоснования принятых решений о дополнительной проверке и корректировке таможенной стоимости, включающих в себя информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными;

-должностными лицами таможенного органа не дана оценка дополнительно представленным декларантом документов в ходе дополнительной проверки;

-не проведение должным образом таможенным органом при принятии решения о таможенной стоимости проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов, в частности без перераспределения транспортных расходов между товарами пропорционально их весу брутто;

- не указаны источники использованных данных и подробный расчет, произведенный на их основе, а также таможенная стоимость определена на основании документально не подтвержденных вычетов (торговой надбавки) в нарушение статьи 10 Соглашения;

3

Об отказе в предоставлении тарифных преференций

5/5

- Проведение ненадлежащим образом проверки сертификатов СТ-1 на предмет их соответствия Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утвержденных Соглашением от 20.09.2009;

-принятие решения о классификации товара, изменившего код по ТН ВЭД ЕАЭС, соответственно повлиявшего на условия применения к товару режима свободной торговли.

-недостаточная степень внимательности должностных лиц поста при принятии решений, поверхностная проверка документов и сведений.

итого

89/108

3. По результатам проведенного ведомственного контроля таможенными органами ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих принятию таможенными постами незаконных решений в области таможенного дела. В каждом случае принятия в порядке ведомственного контроля решения рассматривается вопрос целесообразности проведения служебной проверки.

По сведениям, представленным Дагестанской таможней, в отчетном периоде по фактам принятия в порядке ведомственного контроля по 1 решению проведена 1 служебная проверка, по результатам которой к дисциплинарной ответственности должностное лицо не привлекалось в связи с устранением вредных последствий, отсутствием материального ущерба, при этом виновные лица предупреждены о недопущении нарушений дисциплины, к нему применены меры материального воздействия.

В трех случаях начальником таможни приняты решения о нецелесообразности проведения служебной проверки в связи с истечением 6-месячного срока для привлечения к ответственности, отсутствием материального ущерба, иных негативных последствий, по всем случаям должностные лица предупреждены о недопущении нарушений дисциплины, к виновным должностным лицам применены меры материального воздействия.

По сведениям Минераловодской таможни, в 1 квартале 2018 года по установленным в ходе проведения ведомственного контроля 14 фактам допущенных нарушений таможенного законодательства, связанным с осуществлением таможенного контроля заявленной декларантом таможенной стоимости товаров и при классификации товаров начальником таможни принято решение о нецелесообразности проведения служебных проверок в отношении 6 должностных лиц в связи истечением с момента совершения дисциплинарного проступка более 6 месяцев, а также увольнением 2-х должностных лиц
со службы в таможенных органах, к 2 должностным лицам применены меры материального воздействия.

В Северо-Осетинской таможне в 1 квартале 2018 г. по фактам допущенных нарушений были назначены 2 служебные проверки в отношении должностных лиц Владикавказского таможенного поста, которые на конец отчетного периода не завершены.

По решениям, принятым Аппаратом СКТУ, по 1 факту в Северо-Осетинской таможне назначена служебная проверка, которая на момент окончания отчетного периода не завершена; по 2 фактам к должностным лицам Дагестанской таможни применены меры материального воздействия.

В целях недопущения аналогичных нарушений и в качестве мер предупредительного характера все принятые по результатам ведомственного контроля решения в обязательном порядке были доведены до сведения должностных лиц таможенного поста, принявших незаконные решения, проводятся занятия по изучению таможенного законодательства.

4. Нарушений в организации проведения ведомственного контроля, реализации решений и мер, принятых по результатам ведомственного контроля в рассматриваемый период не выявлено.

5. В качестве примеров приводится анализ следующих решений, пересмотренных в порядке ведомственного контроля.

Решения, действия (бездействие), пересмотренные в порядке ведомственного контроля отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений

Северо-Кавказским таможенным управлением было вынесено 1 решение о признании не соответствующим требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение Минераловодской таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара, сведения о котором заявлены в декларации на товары, поданной ООО «С.».

Основанием к отмене решения послужили следующие обстоятельства.

На Минераловодском таможенном посту (ЦЭД) Минераловодской таможни 27 октября 2014 г. был задекларирован товар «камень обработанный…», страна происхождения заявлена Республика Армения. К данной партии товара был предоставлен оригинал сертификата происхождения товара (форма СТ-1), выданный Торгово-промышленной палатой Республикой Армения. Выпуск товара осуществлен с предоставлением товару преференций на уплату таможенной пошлины в связи с использованием и предоставлением товару режима свободной торговли в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила).

В дальнейшем по итогам проверки сертификата соответствия Минераловодской таможней 19 сентября 2017 г. принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций на основании пункта 9.1 раздела 9 Правил и пункта 21 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 2 августа 2012 № 1565 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г, рег. № 25268, далее - приказ ФТС России № 1565). В обоснование принятого решения Минераловодская таможня указала, что в графе 11 сертификата СТ-1 указана дата инвойса, отличная от даты инвойса представленного к таможенному декларированию, что является основанием для непринятия данного сертификата в качестве документа, на основании которого было принято решение о происхождении товара и предоставлении тарифной преференции.

В соответствии с абзацем 4 пункта 9.1 раздела 9 Правил, сертификат может быть не признан таможенными органами страны ввоза для целей предоставления режима свободной торговли в случае, если сведения, указанные в сертификате, не соответствуют декларируемым.

12 декабря 2017 г. ООО «С.» обратился в Северо-Кавказское таможенное управление с просьбой проверить решение Минераловодской таможни в части обоснованности его принятия. К обращению был приложен оригинал счета фактуры (инвойса) от 21 октября 2014 г. к декларируемой по ДТ партии товара.

По результатам проверки оригиналов счета-фактуры, сертификата СТ-1 несоответствий в части указания номера и даты счета-фактуры в указанных документах не установлено. В то же время в электронных документах имелись несоответствия сведений о дате счет-фактуры. Должностным лицом Минераловодской таможни при принятии решения об отказе в предоставлении тарифных преференций не проведена проверка, направленная на установление точных реквизитов коммерческого документа, на основании которого выдавался сертификат СТ-1, соответственно ссылка на пункт 9.1 раздела 9 Правил является необоснованной.

Решениями Минераловодской таможни от 19 января 2018 г. отменены решения Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о предоставлении ИП А. тарифных преференций в отношении товара «кондитерское изделие кукурузно-пшеничное глазированное жировой глазурью, не содержащий какао».

Поводом к пересмотру в порядке ведомственного контроля указанных решений послужили результаты проведенной Северо-Кавказским таможенным управлением в отношении ИП А. камеральной таможенной проверки по вопросу правомерности предоставления тарифных преференций на основании предоставленных таможенному органу сертификатов о происхождении товаров (форма СТ-1).

В ходе проведения Северо-Кавказским таможенным управлением камеральной таможенной проверки установлено, что задекларированные ИП А. по рассматриваемым таможенным декларациям товары подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 1704 90 610 0 как «кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао».

Корректировка кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, наименования товара, влияет на условия применения к товару режима свободной торговли ввиду невозможности идентификации товара указанного в сертификате СТ-1
с фактически установленным.

Таким образом, предоставление тарифной преференции в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» в отношении товаров, задекларированных ИП А., является необоснованным.

Таким образом, сертификаты о происхождении товаров (форма СТ-1), представленные при декларировании товара не могут быть приняты в качестве документов для предоставления тарифных преференций.

Указанные обстоятельства послужили основанием к принятию Минераловодской таможней в порядке ведомственного контроля решений об отмене решений Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о предоставлении ИП А. тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ.

Решения, пересмотренные отделом контроля таможенной стоимости.

Решением Минераловодской таможни от 2 марта 2018г. в порядке ведомственного контроля отменены решения Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) от 3 марта 2017г. о корректировке и о принятии таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены ООО «С.» по ДТ.

Поводом для проведения ведомственного контроля указанных выше решений Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) Минераловодской таможни (далее - Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) явились результаты, проведенной Северо-Кавказским таможенным управлением плановой комплексной инспекторской проверки, в ходе которой установлены допущенные Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) нарушения при принятии решений по таможенной стоимости задекларированного товара.

2 марта 2017 г. ООО «С.» на Минераловодский таможенный пост (ЦЭД) подана ДТ в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров «игрушки в ассортименте», заявленных в 4-х товарных позициях ДТ.

Товары поставлялись в рамках исполнения внешнеторгового контракта, заключенного с китайской фирмой. Таможенная стоимость определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение).

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок контроля), в связи с выявлением признаков недостоверности заявления декларантом сведений о таможенной стоимости товаров и их документальном подтверждении, 3 марта 2017 г. Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о проведении дополнительной проверки, запрошены дополнительные документы.

В связи с отказом декларанта представить документы Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) принято решение от 3 марта 2017 г. о корректировке таможенной стоимости, в котором декларанту указано, что таможенная стоимость товаров должна быть вновь определена в соответствии со статьей 10 Соглашения на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3 – статья 7 Соглашения).

В качестве основы для корректировки таможенной стоимости товара № 4 использована таможенная стоимость на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3 – статья 7 Соглашения).

В качестве источника информации для расчета скорректированной таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ использована таможенная стоимость товара, а именно «игрушки прочие для детей: товары для игр и плавания из листового (ПВХ) надувные: круги для плавания для детей старше 3-х лет диаметрами 60 см, 80 см, 100 см и 120 см., классифицируемые кодом 9503009500 ТН ВЭД ЕАЭС. Условия поставки – FOB Нингбо. Страна происхождения и отправления - Китай.

Вместе с тем, согласно сведениям, заявленным ООО «С.» в графе 31 ДТ, задекларированный товар представляет собой «игрушки для детей из полимерных материалов: мяч детский надувной». Условия поставки – CFR - Новороссийск. Страна происхождения и отправления - Китай.

В результате сравнения задекларированного ООО «С.» в ДТ товара с товаром, выпущенным по ДТ, использованной в качестве основы для определения таможенной стоимости следует, что данные товары различаются по физическим характеристикам, конструктивным свойствам, и особенностям их использования (предназначения), следовательно, по ценовым параметрам стоимости за единицу товара.

При таких обстоятельствах применение ДТ в качестве основы для корректировки таможенной стоимости товаров является необоснованным, что явилось нарушением пункта 1 статьи 3, статей 7 и 10 Соглашения, выразившиеся в использовании в качестве основы для корректировки таможенной стоимости товара произвольной таможенной стоимости товара, не идентифицируемого с оцениваемым товаром по описанию, коммерческим, физическим характеристикам, конструктивным свойствам, и особенностям их использования (предназначения), а также по условиям поставки.

Решения, пересмотренные в порядке ведомственного контроля, правовым отделом.

Северо-Кавказским таможенным управлением было признано правомерным решение Дагестанской таможни о возврате ООО «С.» без рассмотрения заявления от 23 мая 2017 г. о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в связи с предоставлением тарифных преференций по товарам, задекларированным по ДТ.

ООО «С.» в феврале 2015 года на Дербентском таможенном посту Дагестанской таможни были поданы ДТ. Таможенные платежи по данным ДТ были внесены ООО «С.» по платежным документам в феврале 2015 г.

28 августа 2015 г. от ООО «С.» в Дагестанскую таможню поступило заявление с представлением оригиналов сертификатов о происхождении товара (формы А) с внесенными изменениями, для восстановления преференциального режима и просьбой осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

16 сентября 2015 г. на основании статьи 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ и в соответствии с приказом ФТС России № 1565 Дагестанской таможней в адрес ООО «С.» направлены решения о предоставлении тарифных преференций от 15 и 16 сентября 2015 г. по ДТ.

18 ноября 2015 г., на основании абзаца 2 подпункта «а» пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289, сформированы решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.

В результате по рассматриваемым ДТ Дагестанской таможней были приняты решения о восстановлении режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, по которым 18 ноября 2015 г. сформированы корректировки деклараций на товары, повлекшие уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

23 мая 2017 г. в Дагестанскую таможню от ООО «С.» поступило заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Письмом Дагестанской таможни от 29 мая 2017г. Обществу сообщалось, что срок подачи заявления о возврате излишне таможенных пошлин, налогов и денежных средств пропущен, в связи с чем, заявление ООО «С.» было возвращено без рассмотрения.

В ходе анализа представленных в Северо-Кавказское таможенное управление документов установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

На основании подпункта 3 части 12 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате по истечении установленных сроков.

Согласно части 1 статьи 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифной преференции.

В силу части 2 статьи 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 статьи 148 настоящего закона, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с данной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Обстоятельствами, влекущими за собой возврат заявителю уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в рассматриваемом случае, являются сформированные 18 ноября 2015 г. Дагестанской таможней корректировки деклараций на товары, которые повлекли уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Таким образом, с учетом требований части 2 статьи 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, Общество имело право обратиться в Дагестанскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств не позднее 18 ноября 2016 г.

Однако, данные действия заявителем были произведены лишь 23 мая 2017 г., в связи с чем, ООО «С.» пропущен установленный статьей 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ срок на обращение с вышеуказанным заявлением.

С учетом данных обстоятельств Дагестанской таможней 29 мая 2017 г. заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств было возвращено с мотивированным объяснением причин невозможности рассмотрения указанного заявления, обоснованного нормами статей 147 и 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ.

Основания для принятия решения о возврате ООО «С.» излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов по ДТ отсутствуют.

Таким образом, решение Дагестанской таможни, выразившееся в возврате ООО «С.» без рассмотрения заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в связи с предоставлением тарифных преференций по товарам, является законным и обоснованным.

6. Предложений по совершенствованию ведомственного контроля не имеется.