Сегодня 22 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Обзор правоприменительной практики, связанной с рассмотрением жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц за 2014

PDFПечатьE-mail

Обзор правоприменительной практики, связанной с рассмотрением жалоб на решения, действия (бездействие)

таможенных органов региона и их должностных лиц за 2014

В течение 2014 года в таможенные органы Северо-Кавказского таможенного управления (далее-управление) поступило 138 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела. За аналогичный период 2013 года в таможенные органы Северо-Кавказского таможенного управления поступило 75 жалоб. Таким образом, в рассматриваемый период количество поступивших жалоб в таможенные органы региона увеличилось в 1,8 раза.

При этом из 138 жалоб 101 жалоба поступила в аппарат Северо-Кавказского таможенного управления (далее-управление). За аналогичный период 2013 года в аппарат управления поступило 38 жалоб (количество жалоб увеличилось в 2,6 раза). Рост количества жалоб, поступивших в аппарат управления обусловлен, прежде всего, направлением из ФТС России по принадлежности 29 жалоб ИП Горькавенко для рассмотрения, а также жалоб от самого предпринимателя.

В течении 2014 года в Дагестанскую таможню поступило 15 жалоб, в Минераловодскую таможню – 16, а в Северо-Осетинскую таможню – 6 жалоб.

Из 138 жалоб, поступивших в таможенные органы Северо-Кавказского таможенного управления в рассматриваемый период:

- принято 54 решения по существу, из которых - 23 жалобы удовлетворены (управлением-17, таможни -6), по 31 жалобе отказано в их удовлетворении (управлением - 17, таможнями региона - 14);

-отказано в рассмотрении жалоб по существу - 66 (управлением - 60, таможнями региона - 6) в связи с несоблюдением формы жалоб, отсутствием полномочий на подачу жалоб, в связи с несоблюдением сроков обжалования и др.;

- направлено по принадлежности - 18 (управлением - 7, таможнями региона -11).

Таким образом, процент удовлетворенности жалоб в рассматриваемый период составил 43% от общего количества рассмотренных жалоб по существу.

Наибольшее количество жалоб (101) поступило в аппарат управления на решения, действия (бездействие) Минераловодской (78), Дагестанской (13) Северо-Осетинской (10) таможен.

Категории жалоб, явившихся предметами обжалования в аппарате управления:

- жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов, принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов; при определении классификационного кода товара по ТН ВЭД - 87 жалоб (что составляет 86% от общего количества поступивших жалоб);

- жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов, принятые при применении таможенных процедур и таможенных операций - 7 жалоб (что составляет 7% от общего количества поступивших жалоб);

- жалобы на решения, действия (бездействия), принятые (совершенные) в связи с перемещением физическими лицами или в их адрес товаров и транспортных средств для некоммерческих целей - 6 жалоб (что составляет 6 % от общего количества поступивших жалоб).

- жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов, принятые (совершенные) при назначении / проведении таможенной экспертизы - 1 жалоба (что составляет 1 % от общего количества поступивших жалоб).

В рассматриваемый период анализ сроков рассмотрения поступивших в таможню жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц показал, что рассмотрение жалоб и направление заявителям информации о результатах их рассмотрения осуществлялось в сроки, установленные главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании» (далее- Федеральный закон).

В тоже время анализ правоприменительной практики, связанной с рассмотрением таможенными органами Северо-Кавказского таможенного управления жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц за 2014, указывает как на наличие правомерных решений таможенных органов, так и на допущенные таможенными органами Северо-Кавказского таможенного управления нарушений действующего законодательства.

В качестве практики рассмотрения таможенными органами Северо- Кавказского таможенного управления жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов региона и их должностных лиц предлагается следующая информация.

1. Прекращение обязанности по уплате таможенных платежей не сопряжено с вывозом временного ввезенного транспортного средства иностранным физическим лицом с территории Таможенного союза.

23.10.2013 гражданином Республики Армения С. (далее – заявитель, гражданин) на таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни была подана пассажирская таможенная декларация, согласно которой под процедуру временного ввоза помещено транспортное средство автомобиль марки «BMW-318», 1992 года выпуска (далее – транспортное средство), срок временного ввоза до 23.01.2014. В последующем Новороссийским Автотранспортным таможенным постом Новороссийской таможни срок временного ввоза был продлен до 20.04.2014.

22.04.2014 на МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни прибыл гражданин с целью вывоза с территории Таможенного союза транспортного средства. Транспортное средство было задержано, вынесен Протокол об аресте транспортного средства, являющегося предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза).

24.04.2014 в Северо-Осетинскую таможню из Таганрогской таможни поступили документы: копия ПТД, копия протокола об административном правонарушении, копия паспорта, копия свидетельства об учете транспортного средства, копия объяснения заявителя, копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в отношении транспортного средства, которое было временно ввезено на территорию Таможенного союза.

06.05.2014 мировым судьей судебного участка № 2 Матвеево-Курганского района, Ростовской области, вынесено постановление о признании гражданина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, назначен штраф в размере 1500 рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.

12.05.2014, в связи с нарушением срока временного ввоза и в соответствии с пп. 3 ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение от 18.06.2010) Северо-Осетинской таможней гражданину было выставлено требование об уплате таможенных платежей от 12.05.2014 № 138 на общую сумму 276728,44 руб., в том числе по уплате пени на сумму 1664,14 руб.

19.05.2014 после снятия ареста с транспортного средства оно было вывезено с территории Таможенного союза.

Заявитель посчитал неправомерным выставленное Северо-Осетинской таможней требование об уплате таможенных платежей, поскольку транспортное средство покинуло территорию Таможенного союза, в связи с чем обратился с жалобой в Северо – Кавказское таможенное управление об его отмене.

Анализ материалов жалобы, поступившей в Северо – Кавказское таможенное управление, показал, что данная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с положениями главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а в части, не урегулированной данной главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза. Такой порядок определен Соглашением.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в числе прочих, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.

Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС, п. 22 приложения 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

На основании п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010 обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения. При этом, в соответствии с п.п. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010, срок уплаты таможенных пошлин, налогов при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.

Таким образом, в случае истечения срока временного ввоза транспортного средства, для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, физическое лицо обязано уплатить таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение. При этом таможенные пошлины, налоги исчисляются на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза (п. 5 ст. 358 ТК ТС и п. 7 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010).

Кроме того обязанность по уплате таможенных платежей не прекратилась ввиду вывоза временно ввезенного иностранного транспортного средства, поскольку обязанность по уплате таможенных платежей у заявителя наступила ранее, чем было вывезено указанное транспортное средство.

Таким образом задолженность по уплате таможенных платежей и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей образовалась по причине нарушения срока временного ввоза транспортного средства.

Установлено что, расчет таможенных платежей и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей по требованию об уплате таможенных платежей от 12.05.2014 № 138, произведен верно.

Расчет пени произведен в соответствии со ст. 151 Федерального закона.

Таким образом, требование Северо-Осетинской таможни от 12.05.2014 № 138 об уплате таможенных платежей на общую сумму 276728,44 руб., в связи с нарушением срока вывоза транспортного средства с территории Таможенного союза направленное в адрес заявителя, является правомерным.

2.Отсутствие решения о корректировке таможенной стоимости, принятого в соответствии с п. 27 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376, и его не направление декларанту, явилось основанием к признанию такого решения неправомерным и его отмене.

ООО «Ю» (далее – Общество, декларант) на Ставропольском таможенном посту Минераловодской таможни (далее- таможенный пост) по декларации на товары (далее – ДТ) были оформлены товары, поставленные в рамках внешнеторгового контракта от 19.12.2012, заключенного с фирмой «F» (Гонконг, Китай) на условиях поставки FOB Шанхай: товар № 1 «двери межкомнатные с рамой», товар № 2 «замки дверные», товар № 3 «петли (шарниры) дверные».

Таможенная стоимость определена декларантом в соответствии со ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение) – по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В подтверждение таможенной стоимости Обществом были представлены:

- внешнеторговый контракт от 19.12.2012, спецификация №2 от 19.12.2012;

- инвойс от 13.01.2013;

- договор транспортной экспедиции от 06.12.2012;

- счет-фактура за перевозку товара от 24.01.2013.

В ходе таможенного контроля, в связи с выявлением с использованием системы управления рисками (далее – СУР) признаков, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, Ставропольским таможенным постом Минераловодской таможни (далее – таможенный пост), в соответствии с п.11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №376 (далее - Порядок), 06.02.2013 принято решение о проведении дополнительной проверки.

Одновременно, таможенным постом у декларанта были запрошены дополнительные документы, срок предоставления - до 06.04.2013. Декларанту также было предложено в срок до 20.02.2013 заполнить форму-корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для выпуска товаров согласно выполненному расчету.

19.02.2013 декларантом была представлена заполненная форма КТС-1 и заявление о зачете авансовых платежей в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.

04.03.2013 товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей.

19.03.2013 Общество, во исполнение принятого таможенным постом решения от 06.02.2013 о проведении дополнительной проверки представил дополнительно запрошенные у него документы и сведения.

По результатам рассмотрения дополнительных документов и сведений, в связи с не устранением оснований для проведения дополнительной проверки таможенным постом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.04.2013.

В связи с принятием новой таможенной стоимости товара №1 по ДТ у Общества образовалась задолженность по уплате таможенных платежей и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей.

По факту образовавшейся задолженности декларанту было выставлено и направлено требование об уплате таможенных платежей от 27.03.2014 №176 на общую сумму 371809,08 рублей, в том числе по уплате пени за несвоевременную уплату таможенных платежей на сумму 35847,14 рублей.

Общество, не согласившись с решением Минераловодской таможни, обратилось в Северо – Кавказское таможенное управление с жалобой на ее решения и действия.

В жалобе указано, что 21.04.2014 года в адрес декларанта пришло информационное письмо, с приложением КТС-1 ДТС-2 по ДТ, произведенные в связи с принятием Минераловодской таможней решения от 10.09.2013 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости и о принятии таможенной стоимости, оформленных по ДТ и требование об уплате таможенных платежей от 27.03.2014 №176.

Однако таможенным постом в отношении Общества решение о корректировке не было принято, но требования об оплате выставлены со ссылкой на решение от 10.09.2013 №108020000/100913/10 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости и о принятии таможенной стоимости. В вышеуказанном решении не идет речь о корректировке, соответственно основания для ее проведения отсутствуют.

В результате анализа материалов жалобы установлено, что в графе 44 ДТ декларантом заявлены сведения о номере контракта внешней экономической сделки, который не идентифицирован по номеру, заявленному в графе 44 ДТ, а также по описи, представленной декларантом, что указывает на заявление декларантом недостоверных сведений о номере контракта внешней экономической сделки.

По результатам таможенного контроля должностными лицами таможенного поста 18.04.2013 принято решение о корректировке таможенной стоимости.

Согласно решению о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.04.2013, таможенная стоимость товара №1 по ДТ определена таможенным постом резервным методом в соответствии с п.10 Соглашения на основании ценовой информации. В результате корректировки таможенной стоимости доначислению подлежат таможенные платежи в размере 239715,34 рублей. Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости товаров от 18.04.2013 Общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании его недействительным. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2013 заявление Общества было принято судом к производству.

10.09.2013 Минераловодской таможней было принято решение об отмене в порядке ведомственного контроля решений таможенного поста о корректировке таможенной стоимости и о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ, в связи с чем, декларант отказался от заявленных исковых требований. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.09.2013 производство по судебному делу прекращено.

В целях исполнения решения Минераловодской таможни от 10.09.2013 об отмене в порядке ведомственного контроля решений таможенного поста о корректировке таможенной стоимости и о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ, Минераловодской таможней сформированы формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) от 09.10.2013, в ДТС-2 проставлены отметки об аннулировании решения, данный комплект документов направлен на таможенный пост, а также декларанту.

27.03.2014 Минераловодской таможней в соответствии с п.24 Порядка декларанту также были направлены формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей от 25.03.2014г., КТС-1, ДТС-2 с отметкой «ТС принята».

Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 была передана в отдел таможенных платежей Минераловодской таможни для осуществления взыскания образовавшейся задолженности по уплате таможенных платежей.

Поскольку решение о корректировке таможенной стоимости было вынесено в результате контроля после выпуска товаров и обязательства не были обеспечены денежным залогом в соответствии со ст. 151 Федерального закона Обществу были начислены пени за период времени, прошедший от даты выпуска товара до даты составления КТС-1 и выставлено требование об уплате таможенных платежей от 27.03.2014. №176 на сумму таможенных платежей и пени.

Требование об уплате таможенных платежей от 27.03.2014 №176 выставлено и направлено Обществу в соответствует с ч.5 ст. 152 Федерального закона.

Вместе с тем, согласно п. 27 Порядка при обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств-членов Таможенного союза.

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению №1 к Порядку, если иное не предусмотрено в законодательстве государств-членов Таможенного союза.

По результатам анализа предоставленных документов установлено, что решение о корректировке таможенной стоимости товаров отсутствует, тем самым Минераловодской таможней нарушен п.27 Порядка.

При признании неправомерным хотя бы одного решения, которое послужило основанием для принятия других (последующих) решений, такие (последующие) решения также являются неправомерными и подлежат отмене.

Таким образом, решение Минераловодской таможни о принятии таможенной стоимости, формализованное в ДТС-2 от 31.03.2014 к ДТ в виде записи «ТС принята» принято таможенным органом с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, требование Минераловодской таможни об уплате таможенных платежей от 27.03.2014 №176 является неправомерным и отменено.

При таких обстоятельствах Северо-Кавказским таможенным управлением

жалоба Общества удовлетворена.

3.Товар, ввезенный индивидуальным предпринимателем и задекларированный ею лично как «гобелен машинной вышивки в кусках (1005 синтетика) с рисунками различного содержания и цветовой гаммы, предназначенные для изготовления декоративных панно, используемых для украшения стен в помещениях» (графа 31 декларации), следует классифицировать в подсубпозиции 6304 930 000.

Индивидуальный предприниматель «Л» (далее- декларант, предприниматель) осуществила ввоз из Китая товар «гобелен машинной вышивки в кусках (100% синтетика) с рисунками различного содержания и цветовой гаммы, предназначены для изготовления декоративных панно, используемых для украшения стен в помещениях (далее-товар), который задекларирован на Махачкалинском таможенном посту Дагестанской таможни (далее- таможенный пост). Декларантом заявлен классификационный код данного товара по ЕТН ВЭД ТС в подсубпозиции 5810 92 900 0.

Товар был выпущен в свободное обращение.

20.12.2013, при осуществлении таможенного контроля после выпуска товара Дагестанской таможней решение таможенного поста о подтверждении классификационного кода товара № 2 в подсубпозиции 5810 92 900 0 ТН ВЭД ТС на основании статьи 24 Федерального закона было признано не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено. Дагестанской таможней принято новое решение от 20.12.2013 о классификации товара, сведения о котором заявлены в ДТ, в котором изменен классификационный код ЕТН ВЭД ТС товара № 2 на код в подсубпозиции ЕТН ВЭД ТС 6304 93 0000.

Предприниматель не согласилась с данным решением Дагестанской таможни и обратилась в Северо – Кавказское таможенное управление с жалобой об его отмене. К жалобе приложены образцы товара.

В обоснование доводов жалобы предприниматель указала, что товар №2 при таможенном декларировании по ДТ классифицирован ею как «гобелен машинной вышивки в кусках (100% синтетика) с рисунками различного содержания кодом ЕТН ВЭД 5810 92 900 0.

Кроме того считает, что Дагестанской таможней классификационное решение принято ввиду того, что при классификации товара (куски гобеленов машинной вышивки с необработанными краями) основную роль готового изделия играет сюжет вышивки (природа и морская тематика) и именно сюжет вышивки дает законченность изделию, а не технологические операции, придающие полуфабрикату свойства изделия.

Анализ материалов жалобы, поступившей в Северо – Кавказское таможенное управление, показал, что данная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

Пункт 3 данной статьи устанавливает, что в случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза.

Согласно статьи 105 Федерального закона для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется ЕТН ВЭД ТС.

При осуществлении таможенного контроля в рамках статьи 99 ТК ТС Дагестанской таможней была осуществлена проверка правильности классификации товара на основании результатов проведенного таможенного досмотра. Фотографии, приложенные к акту досмотра, являющегося одной из форм таможенного контроля, свидетельствуют о том, что ввезенный товар, заявленный предпрнимателем, как гобелен, является фактически гобеленом ткацкого производства. Вышивка на изделиях не просматривается.

По результатам проверочных мероприятий Дагестанской таможней 20.12.2013 принято решение по классификации товара, в соответствии с которым товар № 2 по ДТ № 10801020/050712/0004031 классифицирован в подсубпозиции 6304 93 000 0 ЕТН ВЭД ТС.

При этом в товарную позицию 5810 ЕТН ВЭД ТС включаются вышивки в куске, в лентах или в виде отдельных орнаментов.

В Большой советской энциклопедии приводится понятие «вышивки», согласно которому «Вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т.д. вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно».

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 5810 ЕТН ВЭД ТС, вышивка получается при использовании вышивальных ниток на основе из тюля, сетки, бархата, ленты, трикотажного полотна машинного или ручного вязания, кружева или тканей, войлока или фетра или нетканых материалов для получения орнамента на этой основе. Обычно для вышивки используются текстильные нити, но в данную товарную позицию включаются также вышивки, выполненные с применением других материалов (например, металл, стекло или рафия). Основа обычно является частью законченной вышивки, но в некоторых случаях она удаляется (химическим путем или вырезанием) после того, как вышивка закончена и остается только узор.

Анализ фотографий, приложенных к Акту таможенного досмотра, а также приложенных предпринимателем образцов товара к жалобе, усматривается, что товар является фактически гобеленом ткацкого производства. Вышивка на изделиях не просматривается, т.к. отсутствуют следы применения игл и нитей, используемых при вышивке, например гладью, крестом.

Указанные обстоятельства исключают возможность классификации оформленного товара в товарной позиции 5810 ЕТН ВЭД ТС, поскольку фактически не является вышивкой.

В соответствии с пояснениями к 5805 00 000 0 ТН ВЭД ТС «Тканые вручную гобелены типа гобеленов бельгийских, обьюссонских, бовэ и аналогичных гобеленов и гобелены, вышитые иглой (например, гладью, крестом), готовые или неготовые», гобелены, полученные на ткацком станке (жаккардовый ткацкий станок или подобные ему) и имитирующие эти тканые вручную гобелены, являются обычными тканями с основными и уточными нитями, в которых цветные уточные нити проходят от одной кромки до другой, и они рассматриваются в соответствующих товарных позициях как ткани или готовые изделия в зависимости от конкретного случая». Анализ представленных образцов товаров, а также фотографий к акту таможенного досмотра показывает, что данные изделия являются гобеленом, рисунок которых произведен на ткацком станке, о чем свидетельствуют нити различных цветов по краям изделия, которые могли также образоваться при разрезании тканого полотна по квадратам с изображением рисунка. Данные конкретные изделия являются достаточно популярными товарами народного потребления и применяются в некоторых случаях, в зависимости от сюжетного рисунка и размера, для шитья диванных подушек, покрывал, гобеленовых настенных изделий (называемых в обиходе картинами), обрамленных рамами или вдетых в тонкие трубчатые профили и т. д.

Таким образом, оформленный предпринимателем товар является декоративными текстильными изделиями в виде гобеленов прямоугольной формы, изготовленных на ткацких станках, законченных по своему сюжетному рисунку с изображением святых ликов либо пейзажей.

В соответствии с разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 года № 522, Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

Определение товарной позиции с помощью ОПИ №1 - ОПИ №5, применяемых последовательно, при этом следующее правило применяется только в случае невозможности применения предыдущего.

ОПИ № 1 гласит, при осуществлении классификации товаров в ЕТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ЕТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ЕТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 6304 «Изделия декоративные прочие, кроме изделий товарной позиции 9404» в данную товарную позицию включаются декоративные изделия из текстильных материалов, кроме изделий предыдущих товарных позиций или товарной позиции 9404, используемые в домах, общественных зданиях, театрах, церквях и т.д. и аналогичные изделия, используемые на судах, в железнодорожных вагонах, самолетах, автоприцепах, автомобилях и т.д.

Среди этих изделий - драпировки для стен и текстильные украшения для церемоний (например свадеб и похорон); сетки от комаров; постельные покрывала, (но исключая покрывала для кроватей товарной позиции 9404); чехлы для подушек, чехлы для мебели, салфеточки (для спинок мягкой мебели), скатерти, кроме тех, которые имеют свойства напольных покрытий; каминные дорожки; петли для штор; подзоры и балдахины.

Следовательно, в соответствии с ОПИ №1 рассматриваемый товар в виде готовых, законченных по своему сюжетному рисунку с изображением святых ликов, либо пейзажей являются готовыми текстильными декоративными изделиями и должны быть отнесены в товарную позицию 6304 «декоративные текстильные изделия прочие».

ОПИ № 6 устанавливает дальнейшую процедуру отнесения товара к подсубпозиции после того, как определена соответствующая товарная позиция.

Таким образом, товар № 2 «гобелен машинной вышивки в кусках с рисунками различного содержания», оформленный по ДТ, являющийся декоративными текстильными изделиями в виде гобеленов прямоугольной формы, изготовленных на ткацких станках, законченных по своему сюжетному рисунку с изображением святых ликов, пейзажей либо иных изображений, должен классифицироваться в соответствии с ОПИ 1 и 6 в подсубпозиции 6304 93 000 0 ТН ВЭД ТС.

Решением Северо-Кавказского таможенного управления решение Дагестанской таможни по классификации товара по ДТ решением признано соответствующим таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Оценка законности решения Дагестанской таможни по классификации товара, а также решения Северо-Кавказского таможенного управления по жалобе предпринимателя установлена решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.11.2014, которым в удовлетворении жалобы предпринимателя отказано.

4. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров является

неправомерным, если решение о проведении дополнительной проверки

сведений о таможенной стоимости товаров признано необоснованным

и при этом таможенным органом не установлены факты недостоверности

заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров,

а также предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения между

Правительством Российской Федерации, Правительством Республики

Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01. 2008 года

«Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через

таможенную границу Таможенного союза», ограничения в применении

метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки

с ввозимыми товарами.

В управление поступила жалоба ОАО «П» на решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, о принятии таможенной стоимости данных товаров, формализованное в ДТС-2 в виде записи «ТС принята», на действия таможни по расчёту суммы подлежащих уплате таможенных платежей, указанной в форме корректировки таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2), а также на решение управления по жалобе заявителя.

По результатам проведённой дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров таможенным постом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, определённой декларантом в соответствии со статьёй 4 Соглашения по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В качестве обоснования принятого решения таможенным постом указано, что сведения о таможенной стоимости не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтверждёнными; документы, запрошенные в ходе дополнительной проверки, представлены не в полном объёме, а также указано, что основания неприменения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами приведены в решении о проведении дополнительной проверки.

В адрес заявителя направлено уведомление о принятии решения о корректировке таможенной стоимости указанных товаров с приложением копии данного решения, в котором декларанту предложено в срок, предусмотренный пунктом 23 Порядка, осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные платежи с учётом скорректированной таможенной стоимости.

Декларант корректировку таможенной стоимости товаров в установленный срок не осуществил, в связи с чем таможенным постом самостоятельно осуществлена корректировка, таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьёй 10 Соглашения на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путём использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.

Не согласившись с вышеуказанными решениями, ОАО «П» подало жалобу,

по результатам рассмотрения которой управлением принято решение о признании

неправомерными вышеуказанных решений таможенного поста, а также решений

и действий таможни. Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы управлением было

признано необоснованным и отменено в порядке ведомственного контроля решение таможни о проведении дополнительной проверки. Из решения управления по жалобе заявителя следует, что дополнительная проверка проведена

поверхностно, решение о её назначении принято с нарушением требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, решение о корректировке таможенной

стоимости рассматриваемых товаров должным образом не обосновано.

Вместе с тем в решении управления изложены выявленные в ходе рассмотрения жалобы признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной

стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. На основании данного решения таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров с указанием на то, что представленные при таможенном оформлении сведения не являются достаточными, количественно определяемыми и документально подтвержденными. Кроме того, продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, что не позволяет определить таможенную стоимость товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В установленный срок декларант корректировку таможенной стоимости товаров не осуществил, в связи с чем таможней самостоятельно осуществлена

корректировка таможенной стоимости товаров.

Анализ материалов жалобы ОАО «П», поступившей в ФТС России, показал, что данная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьёй 170 ТК ТС.

Пунктом 3 статьи 69 ТК ТС установлено, что декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении. Согласно пунктам 13, 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке оформляет данное решение по форме согласно приложению № 2 к Порядку контроля таможенной стоимости. Указанная форма предусматривает необходимость указания перечня сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения, уточнения, который определяется с учётом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учётом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

В соответствии с пунктами 17, 18 Инструкции дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. При этом запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учётом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки. Кроме того, запрос документов должен соотносится с тем, какие именно сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа и требуют уточнения или подтверждения.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что решение

о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров затрагивает права декларанта, а также возлагает на него дополнительные обязанности, в связи с чем такое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Обоснование принятого решения приводится непосредственно в решении о проведении дополнительной проверки. В решении отражаются конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости также затрагивает права и законные интересы лица, в связи с чем запрос документов также должен быть мотивированным, обоснованным и содержать перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения.

Важность обоснованного запроса обусловлена ещё и тем, что в случае, если решение о корректировке принимается по причине непредставления декларантом

дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, таможенному органу необходимо указывать те обстоятельства, которые были выявлены должностным лицом в ходе контроля таможенной стоимости и явились поводом

для проведения дополнительной проверки.

Установленный порядок контроля таможенной стоимости товаров является гарантией соблюдения прав декларанта, и его нарушение влечёт для него невозможность подтверждения достоверности заявленных сведений. В рассматриваемом случае таможенным органом вышеуказанные требования не исполнены, что послужило основанием для признания управлением решения нижестоящего таможенного органа о проведении дополнительной проверки необоснованным и его отмены в порядке ведомственного контроля.

Так, в решении таможенного поста о проведении дополнительной проверки

не перечислены конкретные признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в связи с чем перечень запрошенных документов не отвечает требованиям пункта 14 Порядка и пункта 18 Инструкции.

При этом в рамках проведения дополнительной проверки должностным лицом не проводились мероприятия, установленные пунктом 18 Порядка, по самостоятельному осуществлению сбора и анализа дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.

Статьёй 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае обнаружения в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта.

Решением управления от 02.04.2014 жалоба ОАО «П» была удовлетворена: решения таможенного поста Минераловодской таможни о дополнительной поверке, формализованное в ДТС-1 от 05.11.2013 в виде записи «Дополнительная проверка» по ДТ, от о корректировке таможенной стоимости товаров, формализованное в ДТС-1 в виде записи «ТС корректируется» по ДТ, от 14.01.2014 о принятии таможенной стоимости, формализованное в ДТС-2 в виде записи «ТС - принята» по ДТ, действие таможенного поста Минераловодской таможни по расчету суммы таможенных платежей, подлежащей взысканию и указанной в КТС-1, КТС-2 от 14.01.2014 по ДТ, а также решения Минераловодской таможни о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней от 14.01.2014, о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности от 17.02.2014 и требование Минераловодской таможни об уплате таможенных платежей от 14.01.2014 № 7, признаны незаконными и отменены (далее - решение управления).

Пунктом 9 решения управления было указано на необходимость принятия решения по таможенной стоимости по ДТ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Во исполнение решения управления Минераловодской таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ от 14.04.2014 и решение о принятии таможенной стоимости по ДТ от 08.05.2014.

Вышеуказанные решения и действие Минераловодской таможни заявитель посчитал незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по тем основаниям, что представленные к ДТ документы полностью подтверждают заявленную стоимость везенного товара и не содержат признаков возможного недостоверного декларирования. В обоснование доводов, изложенных в жалобе, заявитель ссылается на судебную практику.

В своей жалобе Общество просило отменить решения и действия Минераловодской таможни, касаемые контроля таможенной стоимости товаров по ДТ.

По результатам рассмотрения жалобы управлением было принято решение от 01.07.2014, в соответствии с которым в удовлетворении жалобы было отказано, а действия Минераловодской таможни были признаны правомерными (решение управления от 01.07.2014).

ОАО «П», не согласившись с решением управления от 01.07.2014, обжаловало его в ФТС России.

Удовлетворяя жалобу ОАО «П», Федеральная таможенная служба указала, что принимая во внимание, что решение таможенного поста о проведении дополнительной проверки было отменено решением управления, решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, было принято на основании имеющихся документов, представленных при декларировании данных товаров.

Таким образом, факты недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров таможней установлены не были, равно как и предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Корректировка таможенной стоимости осуществлена на основании признаков возможной недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, выявленных в ходе анализа документов и сведений, представленных декларантом при совершении таможенных операций.

Оценив в совокупности и их взаимосвязи вышеперечисленные факты, а также представленные таможенным органом документы, установлено, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров не отвечает требованиям статьи 68 ТК ТС и вышеназванным требованиям Порядка, в связи с чем является необоснованным.

Таким образом, решение о корректировке таможенной стоимости товаров является неправомерным, если решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров признано необоснованным и при этом таможенным органом не установлены факты недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров, а также предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения , ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

5. При обнаружении признаков того, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров

19.06.2014 в Минераловодскую таможню (далее – таможня) поступило письмо Северо-Кавказской оперативной таможни о возможном нарушении индивидуальным предпринимателем «Т» (далее – предприниматель, заявитель) таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по реализации товаров народного потребления иностранного производства – свадебных и вечерних платьев.

На основании вышеуказанной информации и проведенных мероприятий таможней вынесено Решение о проведении выездной таможенной проверки (далее – проверка) по вопросу соблюдения требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза, в отношении товара – свадебные и вечерние платья иностранного производства, реализуемого предпринимателем.

В ходе проверки, руководствуясь статьей 113 ТК ТС у предпринимателя получено объяснение от 20.08.2014, согласно которому подтверждающие приобретение товара документы в торговом помещении отсутствуют и будут предоставлены ею согласно выставленному требованию о предоставлении документов и сведений в срок до 25.08.2014.

Таким образом, информация, указанная в письме Северо-Кавказской оперативной таможни от 18.06.2014 № 08-13/02943 о нахождении в магазине «Сопрано» товаров иностранного производства подтверждена в результате таможенного осмотра помещений и территорий магазина «Сопрано».

Таможней вынесено постановление об изъятии товаров - платья свадебные и платья вечерние, находящихся в магазине «С».

Установленные таможней факты реализации товаров – свадебные и вечерние платья в магазине «Сопрано» направлены в ИФНС России по г. Пятигорску для инициирования налоговой проверки.

В соответствии с актом изъятия товаров от 20.08.2014 товар был изъят и помещён на склад временного хранения таможни на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

В установленный таможенным органом срок (до 25.08.2014) для предоставления документов по требованию от 20.08.2014, предприниматель 22.08.2014 направлено заявление о продлении срока предоставления документов и сведений до 30.08.2014, который впоследствии был продлен до 05.09.2014.

03.09.2014 предпринимателем были предоставлены в таможню копии закупочных актов и копия свидетельства о внесении в ЕГРИП, с предоставлением пояснений, что иных документов (счетов – фактур, сертификатов, накладных) не имеется, в связи с тем, что закупки товара производятся на рынках города Москва, города Ростов-на-Дону, города Пятигорск.

Согласно представленным закупочным актам установлено, что предприниматель проверяемые товары приобрел у гр. «Т»

Согласно объяснению гр. «Т» от 03.09.2014 установлено, что ею приобретаются товары по просьбе предпринимателя, за счет которой она осуществляет выезды в российские города: Москва, Ростов, Пятигорск и производит приобретение товаров. При приобретении товаров на рынках, счета-фактуры, накладные, сертификаты соответствия ей не выдаются, в связи с чем у предпринимателя данные документы отсутствуют.

Иных документов, подтверждающих приобретение, декларирование, сертификацию проверяемых товаров заявителем в таможню не представлено.

17.09.2014 в Северо-Кавказское таможенное управление из таможни поступила жалоба предпринимателя на действия должностных лиц таможни по проведению проверки и изъятию товара – свадебные и вечерние платья в количестве 96 единиц.

В жалобе заявитель указала, что не является участником внешнеэкономической деятельности, приобретает свадебные и вечерние платья импортного производства для розничной продажи на внутренних рынках, выставках, распродажах в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Пятигорск. Как данный товар поступает в Российскую Федерацию ей не известно. Считает, что действия должностных лиц таможни по проведению проверки и изъятию товара нарушают ее права и законные интересы вследствие чего она несет значительные финансовые потери, просит возвратить ей изъятый товар.

Анализ материалов жалобы предпринимателя показал, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 95 ТК ТС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

На основании статьи 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Согласно положениям статьи 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Пункт 4 статьи 132 ТК ТС перечисляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок, к которым относятся, в числе иных, и данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза и данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 132 ТК ТС выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Установлено, что у таможни отсутствовали сведения о прохождении таможенного оформления товаром, реализуемым предпринимателем, в связи с чем возникла необходимость проведения проверки .

Наличие на всех товарах этикеток с логотипами иностранных торговых марок (с указанием страны производства), при отсутствии сопроводительных документов, свидетельствующих о происхождении и потребительских свойствах товара, давали основания ставить под сомнение законность ввоза товаров на территорию Российской Федерации, что послужило причиной для принятия решения о проведении более детальных проверочных мероприятий в форме выездной таможенной проверки, поскольку специфика этой формы контроля дает должностным лицам таможенного органа законное право требовать от проверяемого лица представления документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и их надлежащее таможенное оформление, возможность наложения ареста либо изъятия на срок проведения проверки для пресечения отчуждения либо иного распоряжения, а в случае установления факта незаконного ввоза товаров - их дальнейшее оформление с уплатой причитающихся таможенных платежей.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 119 ТК ТС таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 данной статьи, может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, для проверки такой информации.

При проведении выездной таможенной проверки, в соответствии со статьей 134 ТК ТС, должностные лица таможенного органа имеют право налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Согласно положениям статьи 183 Федерального закона изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 ТК ТС.

При обнаружении признаков того, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров. Изъятые товары размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 202 Федерального закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 189 Федерального закона.

Изъятие товаров производится на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Все изымаемые товары предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в изъятии товаров, и в случае необходимости упаковываются, опечатываются или пломбируются.

Об изъятии товаров составляется акт. В этом акте либо прилагаемых к нему описях изъятые товары подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный акт подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары, либо его представителем, а также понятыми. Копия акта вручается лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю.

Возврат изъятых товаров производится не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию в соответствии со статьей 189 Федерального закона либо товары, документы подлежат изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или в соответствии со статьей 168 Федерального закона.

Согласно постановлению об изъятии товаров от 20.08.2014 и акту изъятия товаров от 20.08.2014, товар, изъятый у предпринимателя, содержит маркировки на иностранном языке, в том числе, указывающие на их производство в Китае и Турции. При этом, замечаний ни от заявителя, ни от понятых, участвовавших при изъятии товара относительно достоверности отражаемой в акте изъятия информации, нанесенной на товарах, не поступало.

03.09.2014 предпринимателем предоставлены в таможню копии закупочных актов и копия свидетельства о внесении в ЕГРИП, с предоставлением пояснений, что иных документов (счетов – фактур, сертификатов, накладных) на изъятый товар не имеется, в связи с тем, что закупки товара производятся на рынках г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Пятигорск. Иных документов, подтверждающих приобретение, декларирование, сертификацию проверяемых товаров, представлено не было.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 228 товар «платья» включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Товар, изъятый у предпринимателя, включен в указанный перечень.

Согласно пункту 12 статьи 132 ТК ТС срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

В рассматриваемом случае, датой начала выездной таможенной проверки является 20.08.2014. Таким образом, на дату рассмотрения Северо-Кавказским таможенным управлением жалобы, срок проведения выездной таможенной проверки не истек, в связи с чем вопрос о возврате изъятого товара заявителем поставлен преждевременно.

Оценив в совокупности и их взаимосвязи все вышеперечисленные факты, а также представленные таможней документы, установлено, действия должностных лиц таможни по проведению внеплановой ВТП и изъятию товара – свадебные и вечерние платья в количестве 96 единиц, являются правомерными.