Сегодня 21 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Обзор практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела за 2018 год

PDFПечатьE-mail

Обзор практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела за 2018 год

В 2018 году в таможенные органы Северо-Кавказского таможенного управления (далее – управление) поступило 44 жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела: управление – 20 жалоб, Дагестанская таможня – 2 жалобы, Минераловодская таможня –9 жалоб; Северо-Осетинская таможня - 3 жалобы; Северо-Кавказская электронная таможня -10 жалоб.

По сравнению с 2017 годом общее количество поступивших жалоб в таможенные органы управления незначительно уменьшилось (в 1,04 раза - 46).

Из 44 жалоб, поступивших в таможенные органы управления в рассматриваемый период:

- 2 жалобы не рассмотрены (1-Северо-Осетинская таможня; 1-Северо-Кавказская электронная таможня);

- рассмотрено по существу – 14 жалоб, из которых 2 жалобы удовлетворены (Минераловодская таможня); по 12 жалобам приняты решения об отказе в их удовлетворении (9 – управление, 1 – Минераловодская таможня; 1-Северо-Осетинская таможня;1- Дагестанская таможня);

- отказано в рассмотрении– 21 (управление - 9, Минераловодская таможня – 2; Северо-Осетинская таможня - 1;Северо-Кавказская электронная таможня - 9) в связи с несоблюдением формы жалоб и сроков обжалования, отсутствием полномочий на подачу жалоб и др.;

- направлено по принадлежности – 7 (управление – 2, Дагестанская таможня-1; Минераловодская таможня – 4;).

Основанием для отказа в рассмотрении жалоб являлись следующие причины:

- несоблюдение установленных пунктом 1 статьи 290 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ) требований о подаче в таможенный орган жалобы в письменной форме и отсутствии подписи заявителя;

- несоблюдение требований пункта 5 статьи 293 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, в связи с отсутствием предмета обжалования (факта принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия);

- несоблюдение требований пункта 7 статьи 293 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, в связи с не представлением документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу, предусмотренных частью 1 статьи 291 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.

В 2018 году управлением по существу были рассмотрены 9 жалоб, на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.

Исходя из анализа решений, принятых таможенными органами управления по существу (14) установлено, что 2 жалобы удовлетворены (Минераловодская таможня). Таким образом, процент удовлетворенности составил 14% от общего количества рассмотренных жалоб по существу.

Предметом удовлетворенных жалоб (2) явились решения, действия (бездействие) принятые (совершенные):

- при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов – 1 жалоба (50 % от общего количества удовлетворенных жалоб по существу);

- при применении таможенных процедур и таможенных операций - 1 жалоба (50 % от общего количества удовлетворенных жалоб по существу).

По результатам проведенного управлением анализа причин и условий, способствующих принятию незаконных решений таможенными органами региона в 2018 году установлено следующее.

1. Решение таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров признано неправомерным.

Общество обратилось в Минераловодскую таможню с жалобой на решение Минераловодского таможенного поста (Центр электронного декларирования) Минераловодской таможни (далее – Минераловодский таможенный пост (ЦЭД)) о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по декларации на товар.

Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) на основании пункта 14 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларации на товар, от декларанта были дополнительно запрошены документы и сведения.

Обществом во исполнение решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки представлены запрошенные документы. По результатам анализа документов Минераловодский таможенный пост (ЦЭД) пришел к выводу о том, что документы представлены декларантом не в полном объеме, а дополнительно представленные документы не устраняют признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных в декларации на товары.

Однако, при наличии оснований для запроса дополнительных документов, (в том числе письменных пояснений), необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в нарушение пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС Минераловодским таможенным постом (ЦЭД) было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров без запроса дополнительных документов у декларанта, тем самым Обществу не предоставлена реальная возможность доказать правомерность использования избранного метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных документов и сведений, а также устранить возникшие у таможенного органа сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости.

На основании вышеизложенного, Минераловодской таможней решение Минераловодского таможенного поста (ЦЭД) о корректировке таможенной стоимости по декларации на товары признано неправомерным.

2. Бездействие должностных лиц таможенного поста при таможенном контроле, в части не уведомления физического лица о продлении срока выпуска товара, признано неправомерным.

Гражданка З. обратилась в Минераловодскую таможню с жалобой на бездействие должностного лица Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни (далее – Ставропольский таможенный пост) при таможенном контроле, выразившееся в не уведомлении гражданки З. о продлении срока выпуска товара, поступившего в Российскую Федерацию в ее адрес из Китая для личного пользования международным почтовым отправлением (далее – МПО).

Ставропольским таможенным постом был проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а также в форме проведения таможенного досмотра. В ходе таможенного контроля в международном почтовом отправлении были выявлены товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. В связи с необходимостью получения сведений у правообладателя, таможенным постом было принято решение о продлении срока выпуска товаров, поступивших в МПО. Представитель правообладателя подтвердил отсутствие признаков контрафактности товаров, находящихся в МПО, а также то, что правообладатель не возражает против импорта данных товаров. Товары, находящиеся в МПО, были выпущены Ставропольским таможенным постом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 119 ТК ЕАЭС при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 119 ТК ЕАЭС таможенный орган направляет декларанту уведомление о таком продлении не позднее
1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения начальником таможенного органа.

Материалами жалобы установлено, что в нарушение положений установленных пунктом 9 статьи 119 ТК ЕАЭС уведомление о продлении выпуска МПО в адрес декларанта должностным лицом Ставропольского таможенного поста не направлялось. Бездействие должностного лица таможенного поста признано неправомерным, Минераловодской таможней принято решение об удовлетворении жалобы З.

Причинами удовлетворения рассмотренных жалоб является несоответствие решений и действий должностных лиц таможенных постов, принятых и совершенных при осуществлении таможенного контроля и контроля таможенной стоимости товаров, требованиям актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

В связи с изменением законодательства в части порядка осуществления временного ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами транспортных средств, Северо-Осетинской таможней рассмотрена жалоба по отказу в выпуске транспортного средства. По результатам анализа принятого решения установлено следующее.

3. Решение таможенного поста об отказе в выпуске транспортного средства признано обоснованным.

Гражданин Республики Южная Осетия К. в октябре 2018 года обратился в Северо-Осетинскую таможню с жалобой на решение таможенного поста Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни об отказе в выпуске транспортного средства Mersedes-Benz E0320, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации.

В жалобе указано, что К. транспортное средство ввозилось для личных целей и нарушений таможенного законодательства им не допущено.

В соответствии подпунктом 2 пункта 5 статьи 193 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ должностным лицом таможенного поста МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни было принято решение об отказе в выпуске транспортного средства Mersedes-Benz E0320.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенный орган отказывает в выпуске товаров только по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в связи с невыполнением условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120-123 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющимся членом Союза, на срок не более 1 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 ТК ЕАЭС временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго транспортного средства и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статье 271 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 193 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случае временного ввоза в Российскую Федерацию физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Союза: транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию Союза и находящиеся под таможенным контролем.

В ходе проверки доводов жалобы было установлено, что в ноябре 2012 года гражданином К. на таможенную территорию Российской Федерации в зоне деятельности МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни было ввезено транспортное средство BMV 525i с указанием срока обратного вывоза до 14 февраля 2013 г. По состоянию на ноябрь 2018 года указанное транспортное средство не вывезено за пределы Евразийского экономического союза.

Таким образом, в связи с несоблюдением гражданином К. требований подпункта 2 пункта 5 статьи 193 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ для временного ввоза в Российскую Федерацию второго транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, для личных целей и им не была исполнена обязанность по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, в выпуске транспортно средства таможенным постом МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни было обоснованно отказано.

Рассмотрение жалоб и направление заявителям информации о результатах их рассмотрения осуществлялось в сроки, установленные главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.

В течение 2018 года протесты и представления органов прокуратуры на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, в таможенные органы управления не поступали.

В связи с изменением законодательства Северо-Кавказским таможенным управлением актуализирована информация о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в частности, на сайте Северо-Кавказского таможенного управления, а также на информационных стендах Северо-Кавказского таможенного управления и таможенных органов региона размещена информация о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в соответствии с положениями главы 51 Федерального закона № 289-ФЗ.

Кроме того, Минераловодской таможней в рамках проведения разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности о досудебном обжаловании решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц подготовлен пресс-релиз «О преимуществах досудебного урегулирования споров», который был размещен на официальном сайте WEB-сервера ФТС России, а также в ленте новостей информационного агентства СКФО.РУ.